В настоящее время нужно говорить не о правах торговых сетей, а о правах производителей. Пока что все идет к тому, что торговые наценки в торговых сетях придется ограничивать законодательно.
- Сергей Федорович, прежде всего вопрос, волнующий селян: что будет с зерном? Только курганские аграрии планируют собрать около 2,5 млн тонн зерна и уже просят о государственных интервенциях.
- По зерну пока ничего сделать не получается. Предприняли всевозможные меры. Обещал помочь Виктор Алексеевич Зубков (первый вице-премьер – ред.). К сожалению, на нас пока давят остатки прошлогоднего интервенционного фонда – их продают, но не с такой скоростью, как хотелось бы. Бьемся. Думаю, к октябрю решим вопрос.
- Предполагается ли хотя бы в будущем какое-то законодательное закрепление норм государственных закупок зерна? Ведь сейчас получается, что государство требует увеличить посевные площади, а что при этом делать с собранным урожаем - непонятно.
- Основной аргумент чиновников, почему не начинается интервенция, – мол, это не нужно для всей России. Да, согласен. Но есть регионы, где это необходимо делать. Мне же говорят: «Мы сейчас для вас сделаем, к нам другие регионы прибегут. На всех у нас денег не хватит». В принципе, их не было и в планах.
Видя все это, Курганская областная дума вышла в Госдуму с законодательной инициативой об аграрных территориях. Нельзя всем регионам предлагать единую сельхозполитику. Те регионы, которые зависят от сельхозпроизводства, где большой процент сельского населения, как в Курганской области, должны быть приоритетными в аграрной политике государства. Будем эту инициативу «пробивать». Большой плюс в том, что нам помогает международная конъюнктура – цена на зерно в мире очень хорошая, поэтому экспорт у нас идет очень эффективно.
- Но насколько я знаю, наши крестьяне продают зерно ниже уровня себестоимости…
- Да, я в курсе. Но не все продают дешево. Все-таки экспорт помогает. Сейчас цена пошла вверх и ситуация, скажем так, не очень плохая. Я сейчас занимаюсь решением этого вопроса, но вообще авральные решения, как правило, всегда малоэффективны и очень затратны. Здесь надо все-таки вычленить главное, определить приоритеты. В сельскохозяйственной политике мы движемся от полного отрицания госрегулирования в начале 2000-х до принятия закона о развитии сельского хозяйства, создания необходимых финансовых институтов. Следующий шаг – это уже определение территорий, которые нуждаются в особой сельхозполитике.
- В федеральном бюджете на 2012 год сельское хозяйство не будет обделено?
- Бюджет, который сейчас формируется, будет усилен. Окончательный проект бюджета правительство представит в конце сентября. И он будет неплохим для сельского хозяйства. Не буду загадывать, насколько, но позитивные движения есть. Когда мы уходили с весенней сессии, у Кудрина (Алексей Кудрин, глава Минфина – ред.) была позиция – снижение финансирования в 2012 году по отношению к этому году. Но я надеюсь, что этого не произойдет, а по ряду позиций финансирование будет увеличено. Прежде всего, это социальное развитие села. Сейчас эта федеральная программа становится одной из важнейших. К ней относится заявление Путина о выплате селянам подъемных в 1 млн рублей, о компенсации сельским врачам платежей за ЖКХ.
- Теперь – о самой «горячей» федеральной повестке. В этом году Россию сотрясли несколько крупных транспортных ЧП: крушение поездов и «космического грузовика», гибель теплохода «Булгария», авиакатастрофы под Петрозаводском и Ярославлем. В чем-то виноваты люди, где-то отказала техника. И, как всегда, начинаем «бить по хвостам» только после происшествий…
- К сожалению, такие трагедии стали у нас происходить слишком часто.
Причина в том, что отсутствует системный подход в действиях чиновников, особенно федеральных, которые дергаются из стороны в сторону. Проанализируйте их высказывания в течение хотя бы шести месяцев – позицию меняют прямо на противоположную. В федеральных министерствах - отсутствие профессионалов. Я считаю, профессионалов «выжигают». Посмотрите на Министерство сельского хозяйства! Чехарда с замами министра, приходит так называемая «молодежь», без опыта, без знаний, с ни чем не обоснованными амбициями, зато с родственниками! И главное – отсутствие ответственности федеральных чиновников за свои ошибки, а точнее преступления. «Ошибочка» чиновника – это горе и беды миллионов людей. Левитин уже доказал, что не может ничего сделать, значит, должен уйти. Пока мы не увидим и не услышим: «такой-то чиновник уволен за грубые ошибки в работе, дело передано в прокуратуру» – у нас постоянно будут происходить трагедии.
- Еще о транспорте. Хотелось бы услышать ваше мнение о новых требованиях к работе такси. Законодатели настаивают, что ужесточение требований – это оправданная мера. А таксисты-частники говорят, что новый закон, предполагающий оборудование машин таксометрами, выльется им в копеечку.
- Я как математик и как человек, который выстраивал производство, конечно же, за порядок и за систему. Я знаю, что без системы и без технологии нельзя создать нормально действующее производство, в том числе такси. Но вопрос в другом – как помочь людям, которые занимаются извозом, войти в эту систему. Сейчас получается, что мы заставляем таксистов решать одну проблему – легальности извоза, но, например, не решаем проблему безопасности дорог. У нас говорят: гибнут пьяные за рулем, и это правда. Говорят, что гибнут, потому что превышают скорость, - тоже правда. Но самая главная правда в том, что у нас гибнут, потому что дороги плохие. Почему об этом-то молчат? Извините, лобовые столкновения, особенно на трассах между городами, происходят из-за того, что у нас нет настоящих разделительных полос – металлических или бетонных. У нас основная гибель людей на дорогах происходит именно там. И пока мы не решим задачу в комплексе, это будет латание дыр.
Дальше, если вы регулируете деятельность такси, то обеспечьте им место для стоянки, защиту прав таксистов, сделайте так, чтобы не было незаконных таксистов: если он стал «правильным» таксистом, сделайте так, чтобы не смогли работать «неправильные». А если «правильный» сделал все, как надо, а второй плюнул на все и катается, как хочет, уходит за взятки от правоохранительных органов – тогда у нас системы не будет. Чтобы стимулировать развитие легального извоза, нужно напрячь контролирующие органы, чтобы они четко отслеживали нелегальных извозчиков, строго их штрафовали. А у нас как происходит? Если ты честный, берешь на себя все эти издержки и проигрываешь, а если нечестный – игнорируешь требования и в конечном счете выигрываешь. Зачем тогда людям заниматься перевозками, если их государство не защищает? Как, например, в Европе? Там для движения всего общественного транспорта, в том числе для такси, выделены специальные полосы. А в Москве почему-то автобусам их дали, а таксистам – нет.
- Значит, закон о такси работать не будет?
- Это так – не все еще готово, но понятно и другое – движение-то вперед нужно. Происходит то же самое, что с бензином. Говорят, что заботятся о людях, но низкооктановый бензин с рынка не убирают. На самом деле заботятся о чиновниках и нефтяных компаниях. Нефтяные компании не перестраивают производства, а чиновники, не запрещая дешевый бензин, хотят выглядеть «хорошенькими» для нас с вами. Но при этом травят людей выхлопами низкооктанового топлива, люди гораздо больше тратят на лечение и умирают. Предполагалось же: запретив низкооктановый бензин, мы дадим стимул нефтепереработчикам к модернизации своих предприятий, чтобы они выпускали качественный бензин. Но нефтяники, видимо, опять с кем-то договорились и опять отсрочили это решение. Это выглядит неприлично, это неправильно. Но там играют, конечно, не только нефтяники, еще и производители отечественных автомобилей, которые не могут выпускать двигатели под более качественные виды топлива. Это совокупность интересов, но все равно это интересы узкого круга лиц, а не интересы страны, не интересы граждан.
- Перелом когда-то будет?
- Он идет уже. В Кургане, может быть, не очень заметно, но в Госдуме будут большие перемены – это очень серьезный перелом. Сегодня поставлены многие серьезные вопросы, в частности, о возврате денег в регионы. И мы их будем решать.
Екатерина Лазарева, © «URA.Ru»