Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

15.09.2002 | "Российская торговля"
Елена ПОНОМАРЕВА
"Не надо бояться патриотизма!"
Недавний металле-куриный скандал не только выявил слабость позиций российских чиновников, но вынес на гребне волны имя, которое ассоциируется совсем с другим видом бизнеса. Сергей ЛИСОВСКИЙ - глава крупнейшей рекламной фирмы страны вдруг оказался в эпицентре событий. Более того, выяснилось, что в птицеводстве Сергей Федорович признанный дока и один из крупнейших бизнесменов. Как объяснить столь резкую конверсию деятельности, тонкой прозорливостью или трезвым расчетом? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с нынешним членом Совета директоров Российского птицеводческого Союза.

- Дело в том, что рекламный бизнес дает уникальную возможность анализировать, что именно может приносить доход и что перспективно. Я выделил для себя рынок продуктов питания.
- Но ведь стон стоит по всей Руси Великой - аграрии вопиют о дотациях. А Вы - человек практичный. Редко услышишь рассуждения о рентабельности сельского хозяйства и птицеводства как такового.
- Закостенелые стереотипы. В сельхозпроизводстве есть целые направления, гораздо более рентабельные, чем в промышленности. Скажем, сахар, зерно... Однако говорить о перманентной высокой прибыли, увы не приходится. Птицеводство - одно из них, хотя серьезно этим никто пока не занимался, -оно требует больших вложений, но и рисков при этом больше.
До недавнего времени российский капитал искал точку приложения сил на поле коротких инвестиций (зерно, сахар) со скорой отдачей, сегодня же положение меняется. Хотя у нас очень сложный инвестиционный климат. На Западе достаточно вложить 25 процентов, остальное государство или банки прокредиту-ют. В России же с трудом удалось договориться на схему "пятьдесят на пятьдесят".
- Но кроме денег, Вам, видимо, приходится менять штат?
- Отнюдь, бизнес строится по тем же канонам. Мы лишь пополнили ряды специалистами в области кормов, ветеринарии, зоотехники. Атак, все по-прежнему.
- Как дальше будут развиваться события?
- В апреле мы начинаем строить комплекс в Домодедовском районе, а в декабре планируем получить первую курицу.
- Почему Вы не взяли действующие мощности, это же дешевле?
- Мы решили сделать шаг в будущее, поскольку большинство птицефабрик России по технологии соответствуют западным образцам 60-х годов.
- Ваш проект чисто российский?
- Нет. Мы ведем переговоры с голландцами и французами.
- Уже определены породы кур?
- Пошли по пути исследования - заселим разными кроссами и посмотрим, какие для российского климата лучше.
- Переработка предусматривается?
- Пока мы исходим из предпочтений российского покупателя и выходим на тушку, со временем предполагается "расчлененка", а затем уже котлетки, сосиски, колбаски. Причем, многие из них будут в таком виде, что для полной готовности к употреблению достаточно разогрева в мик-роволновке.
- Какова стоимость проекта и сроки его окупаемости?
- 68 млн долл. - 4,5 года. Без ложной скромности, это будет самое крупное птицеводческое предприятие Европы, построенное по принципу "завод-матка". Здесь производится цыпленок, корма, осуществляется забой -хороший забой и качественное родительское стадо - дорогое удовольствие. То есть то, что мелкому производителю не под силу. Далее фермер приобретает цыплят и выращивает птицу до товарной формы, для чего завод дает инвестиции под строительство птичника. (По такой схеме, кстати, идет Вимм-Билль-Данн.) Частник может выкупить птицу после забоя и осуществить переработку по своему усмотрению. Так получается низкая себестоимость у дорого продукта. Сегодня идут переговоры с рядом хозяйств.
- Побочное производство будет?
- Мы планируем не клеточное, а напольное содержание. Это означает сухой помет, который легко утилизируется. Будем торговать. Открою секрет - в апреле установку будем сдавать санитарным врачам.
- И все-таки, как насчет дара предвидения?
- Повторюсь, не предвидение, а практическое видение. Опыт рекламного бизнеса принес отработанные финансово-инвестиционные схемы. Далее следовал анализ рынка, и вот тут возникала явная дестабилизация, в зависимости оттого, сколько пароходов с курятиной сегодня пришло из Америки: два - цена на товар одна, пять - другая. Налицо явная колонизация российского рынка птицей янки.
А ведь еще в 1989 году мы производили в пять раз больше куриного мяса, чем теперь и полностью покрывали наши потребности...
- В синих курицах?
отчего отечественную продукцию приходилось реализовывать ниже себестоимости. Так мы приходим к пониманию - глобальное регулирование рынка государственная задача. Наш же чиновник "заряжен" не на долгосрочную программу, а в лучшем случае на год: "нам бы день простоять, да год продержаться" - от выборов до выборов. Кресло постоянно качается... Никто не думает о том, что сегодня небольшие дотации из бюджета через несколько лет обернутся крупными поступлениями.
Мы-то все работаем здесь и здесь же платим налоги, создаем рабочие места на селе... Единственный наш сторонник - президент, который четко знает, что четыре-то года он точно будет у власти.
- Так антибиотики, гормоны, сальмонеллез - это всего лишь повод разрешить ситуацию?
- Нет, это действительно серьезная проблема. Прежде говорить о ней вслух, по нашему мнению, просто боялись - чиновники были либо запуганы, либо куплены. А иногда имело место и то, и другое. Если вы помните, в 1996 году американские окороч-ка были запрещены, но вступила в силу большая политика - "пакт о ненападении" Гора-Черномырдина. Тогда был составлен межправительственный протокол,попирающий российские санитарные требования, но и его американцы умудрились нарушить.
Были даже курьезные случаи: пароход с курятиной снабженный сертификатом... на мясо крупного рогатого скота. Что интересно, все это не останавливает американских чиновников, которые твердят одно: "откройте рынок, разберемся после". Интересно, что контроль за качеством у них передан самому производителю -это же просто нонсенс!
Не надо смущаться патриотизма. Надо требовать соблюдения наших санитарных норм. Сегодня уже речь идет о новом протоколе.
- Существует контраргументация: наши производители бройлеров тоже не чураются гормонов и антибиотиков...
- Да у них на все это просто нет денег! К тому же санитарные службы всегда начеку.
- Ваш прогноз развития событий?
- Если американцы наведут у себя порядок, то квоты выстроятся сами собой. По нашим расчетам на их долю придется 700 тыс. тонн, что даст возможность насытить рынок и развиваться отечественным производителям и инвестициям. Думаю, года через три мы сможем самостоятельно обеспечить птицей всю Россию.
- Я знаю, что в этой связи Вы готовите переворот в налоговом законодательстве?
- Мы боремся с думскими диверсантами, которые, воспользовавшись мечтательным настроем законотворцев о новогодних каникулах, 27 декабря подвели под голосование поправку-удавку на шее предприятий птицепрома в Налоговый кодекс. Отныне крупные предприятия отрасли попадают под статус промышленных предприятий и по полной программе облагаются налогами. Надо удалить эту несправедливость, и вернуть все на круги своя.
- А как тебе нынешняя дипломатия?
- Ярких успехов я не видел. Я так понимаю, что это министр Иванов советует нашему президенту куда-то ехать или не ехать. Начать с того, что эти поездки очень дорого обходятся, из-за перевозки большого количества людей, персонала. А во-вторых, они затраты, потому что у нас обычно принято, как только хозяин из лавки, все отдыхают. Но самое главное - наша экономика дохода от этих поездок пока не получила никакого. Поездки, не приносящие дохода стране, унизительны! Некоторые говорят о политическом выигрыше, но, по-моему, политический выигрыш - это перспектива зарабатывать. А мы ни сейчас не заработали, ни в перспективе не заработаем от этих выездов.
- Как известно, накануне переговоров с американцами по поставке нашей стали им вновь открылся наш рынок курятины. Это как-то связано?
- У нас есть много сторонников так называемой свободной торговли. Только непонятно, чем они собираются торговать. Только сырьем? Как говорит один из наших известных политических лидеров, в этом случае, однозначно, мы свою промышленность не разовьем никогда. Если открыть рынки, понятно, что наши товары всегда проиграют. Тем не менее у нас сторонники свободной торговли есть, и они ведут активную работу на американцев.
- Они заинтересованы в чем-то?
- Скорее это узость взглядов. Наши чиновники не знают, сколько они усидят на своем посту. Западные чиновники в политике 10-30 лет. Они работают на историю, для страны и т.д. У нас, если сказать чиновнику, давай поработаем над проектом, который реализуется через пять лет, он на тебя посмотрит как на идиота. Для них запрет американских окорочков - это потеря бюджетных доходов сегодня. Они не думают, что это приведет к болезням у людей, и государство будет изыскивать на медицину гораздо больше средств. Во-вторых, они не думают, что убивают нашу птицеводческую промышленность, которая буквально через 2-2,5 года могла бы сама закрыть рынок. Минсельхоз бьется один - Минэкономики против, Минфин против, все против.
- Так поддержи Минсельхоз!
- Нельзя, у нас, когда предприниматель поддерживает чиновника, все видят не позицию гражданина, а позицию коррумпированности.
- А у тебя, Сережа, четкая, сильная гражданская позиция?
- У меня четкая позиция.
- Как ты собираешься лоббировать интересы своего куриного предпринимательства?
- Я вхожу в совет директором Росптицесоюза. Это общественная организация, в которую входит более 90% всех работающих птицефабрик страны.
- А сколько у нас таких птицефабрик?
- Активно работающих более 600. - Как американцы относятся к названию "ножки Буша"? Не обижаются?
- Их, пожалуй, обидишь - они даже на переговорах ведут себя неуважительно к нашей стране. Я разговаривал с людьми, которые вели переговоры по ветеринарии. На все наши запросы, на конфетные обвинения они отвечают очень просто: вы откройте ввоз, а мы с этим потом разберемся. У них позиция одна. Они приехали сюда давить на наше правительство, чтоб мы запустили их продукт. Больше их не интересует ничего: ни наше здоровье, ни наше отношение к ним, ни реальные нарушения требований к качеству, которые они, кстати, и подписали в свое время. Их интересует одно: продать нам как можно больше этого продукта.
- А где гарантия, что твои куры будут лучше по качеству, чем американские?
- Гарантия есть, потому что я здесь живу.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ