08.02.2001 | "Слово"
Илья Куликовский.
"Мы выбираем... Как? Кого? Почему?"
ПИАР ИЗНУТРИ
Избирательные технологии - страшная тайна нашего времени. Времени бесконечных выборов и бесчисленных избирательных кампаний.
Сегодня все уже знают, что есть "черный пиар" и "грязные технологии", подкуп избирателей и "война компроматов"... Эти прелести свободных выборов у всех на слуху. А вот в чем смысл и искусство избирательных технологий, мало кто осведомлен. Точно так же мало кто знает, что же за люди работают в многочисленных избирательных командах и штабах, чем они занимаются конкретно и насколько именно от них зависит итог тех или иных выборов. Действительно ли они способны обеспечить победу своему кандидату? Действительно ли их методы рассчитаны прежде всего на то, чтобы задурить голову электорату? Или они могут, наоборот, помочь ему разобраться с кандидатами?
Сплошные вопросы. А ведь ответы знать хотелось бы. Потому, что выборы теперь неотъемлемая часть нашей жизни, и от их результатов во многом зависит, какой она будет, эта самая жизнь.
Книга двух макетных российских рекламистов Сергея Лисовского, одного из основателей холдинга "Премьер СВ", и Владимира Евстафьева, основателя коммуникационной группы "Максима", которая называется "Избирательные технологии: история теория, практика", пожалуй, первая, которая дает ответы на многие подобные вопросы. Недаром авторы определили ее как "Учебное пособие для кандидатов и избирателей". Выбирать и выбираться надо действительно уметь и здесь есть, чему учиться.
Надо сказать, книга удивляет серьезной исторической основательностью. Авторы рассказывают, как существовали политические коммуникации в античных государствах Спарте и Афинах, Древнем Риме и Германии, как проходили выборы в Польской шляхетской республике и в колыбель парламентаризма - Английский парламент от его зарождения в XIII веке до наших дней.
Естественно, особое внимание российским традициям в этом вопросе. А они, хотя многим это наверняка покажется неожиданным, весьма велики и основательны. Новгородская республика, Земские соборы, думские выборы - о них в книге рассказано точно и внятно.
Вообще надо сказать, авторы по сегодняшнему не стесняются в выражениях. Точнее, не убегают от общеизвестных терминов, пусть порой и воспринимаемых негативно, не стремятся скрыть правду и смысл избирательных технологий за научно-красивыми выражениями. Так, целая часть книги называется "Цель - победа на выборах", а одна из глав - "Как продать кандидата". Причем слово продать даже не взято стеснительно в кавычки. Так же свободно авторы оперируют такими терминами, как "рынок кандидатов", "цена кандидата"... И вот как они сами эту откровенность объясняют.
Читатель
. Все-таки кажется такой подход довольно циничен: спрос, предложение, цена . Когда эти термины встречаются в публицистике, их просто воспринимаешь как метафору, но ведь здесь все названо своими именами?
Авторы
. Это не циничный, это технологичный подход. Ведь речь как раз и идет о так называемых выборных технологиях. Сама жизнь заставила обратиться к такому подходу в деле про -движения кандидатов. Альтернативный технологичному, профессиональному подходу - подход дилетантский. Что касается нравственного аспекта этого дела. Само по себе умелое применение выборной технологии не дает основания судить о нравственности или безнравственности профессионалов.
Надо сказать, эта форма: вопрос читателя - ответ авторов - придает и без того живо написанной книге еще большую доступность. И даже в тех случаях, когда авторы вынуждены все-таки прибегать к специальной терминологии.
Читатель.
Можно ли представить понятие "избирательная кампания" в "маркетинговых" терминах"?
Авторы.
Конечно "Избирательная кампания" - аналог понятия "комплекс маркетинга" Комплекс политического маркетинга во время выборов включает в себя самого кандидата ("товар"), его "цену", "место продажи" - избирательные участки и "продвижение товара"
Прочитав книгу, вы узнаете, как работает скрытая реклама и как компромат может обернуться против своих же создателей, чем занимаются фокус-группы и модераторы, как работает контрреклама и почему почтовая реклама должна быть составлена так, чтобы ее суть можно было уловить за 20 секунд, и почему избиратели даже с рыночным мышлением могут голосовать за Зюганова...
А еще вы узнаете, что "для тех, кто занимается выборами профессионально, это кайф в самом высоком понимании этого слова". Это радость от лихо и профессионально сделанной работы. Работы очень трудной, многими воспринимаемой неоднозначно, но работы неизбежной. Потому что на самом деле демократия - это работа для всех: и для тех, кто избирается, и для тех, кто помогает им. И обязательно для тех , кто избирает. Для громадного большинства людей, от голосов которых зависит исход выборов. Для того, чтобы сделать свой выбор более или менее сознательным, надо знать, как работает огромный и сложный избирательный механизм.
Назад