Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

15.11.2006 | НаканунеRu
Алкоголь, паленка и госмонополия - замкнутый круг?

Волна отравлений, прокатившаяся по России, заставила задуматься о ситуации на алкогольном рынке. С начала года рынок трясет практически без остановок – сначала заводы останавливали зимой, после Нового года, затем был перекрыт импорт вин из Грузии и Молдавии, а под конец в правительстве России придумали ЕГАИС, не придумав, однако, как ввести эту новую систему без потерь. А в итоге люди перешли на "паленку" и откровенно ядовитые жидкости. Что происходит с рынком алкоголя сегодня, и как преодолеть кризис? Может ли государство заполнить нишу дешевого алкоголя, и сколько должна стоить "дешевая" водка? На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU ответили независимый эксперт алкогольного рынка, руководитель одного из заводов Александр Сиваков и заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский
Сергей Лисовский: Государство должно мотивировать население на употребление качественных продуктов
Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию на алкогольном рынке, которая сегодня сложилась в России?
Сергей Лисовский: На самом деле это не кризис, а продолжение вялотекущего разрушения структурного и цивилизованного рынка алкоголя в России, которое началось после уничтожения монополии государства на этот продукт. Мы идем к тому же, что и раньше. На сегодняшний день, по сути, качество алкоголя никто не контролирует. Понятно, что
отсутствие дешевой водки тоже сказывается в том, что люди пьют всякую гадость. Но есть и огромное количество нелегального спирта, которым люди тоже начинают травиться. Был тезис: никто алкоголем не травится, все травятся шампунями, омывателями стекол и так далее. Это не правда, алкоголем тоже травятся
Если взять ту же Северную Осетию – ее мощности спиртовые составляют около 40 млн декалитров в год. Официально северная Осетия производит 1,8 млн. Россия потребляет около 75 млн. То есть, на самом деле, у той же Осетии есть незадействованные возможности производить около половины употребляемого алкоголя. Кризис – он не начинался в этом году. Он был, есть, и, видимо, будет.
Вопрос: Последние события – остановка заводов зимой, перекрытие импорта из Грузии и Молдавии, введение ЕГАИС – как они сказались на рынке?
Сергей Лисовский: Дело в том, что алкоголь, по сути, это не рынок. Алкоголь – это наркотик. То зло, с которым согласилось общество. Его производить очень легко, и по себестоимости продукт копеечный. Это, по сути, официальное употребление наркотиков в обществе в, я бы сказал, допустимых пределах. Говорить о рынке не стоит. Рынок – это когда идет производство, постоянно А что такое завод по производству водки? Это, по сути, кухня, где из двух ведер сливают в одно. Вот и все. Рынка не существует. Есть система доставки до максимального количества торговых мест дешевого продукта, на который налагается большой налог. что-то улучшается.
Рынком это назвать нельзя, и говорить о влиянии сложно.
Вопрос: Возможно ли как-то заменить употребление населением суррогатов каким-то алкоголем, который был бы более-менее качественным, но сравним по цене?
Сергей Лисовский: Заменить ничего ничем нельзя. Можно только сформировать мотивацию потребителя употреблять качественный алкоголь. Государство может сделать только это – контролировать реализацию некачественного, убирать его из реализации и мотивировать приобретение качественного. Вот задачи, которые должно решать государство.
Вопрос: Какие есть способы у государства для решения этих задач?
Сергей Лисовский: Есть два решения: Первое – убрать некачественный алкоголь с полок магазинов, а это, к сожалению, можно сделать только введением монополии, что в России сейчас не получится. И проблема не в том, что эта мера не популярна – популярность вещь относительная – это не 100% эффективная мера.
При нашей системе и слабой организованности мы просто не сможем быстро создать сеть, которая обеспечит этим продуктом все население, тех, кто в этом нуждается. Доводы, мол, это потребует много денег – это от лукавого. Доходы от реализации перекроют в течение года все расходы. Вопрос есть только организационный.
Это первое. И нет других методов. В другой, более цивилизованной стране, они есть. А второе – это производство дешевой водки. При этом госмонополия не означала бы, что только государство производит водку. Если хочешь – производи. Но она должна быть не дешевле, чем дешевая государственная. И, естественно, государство должно объявить минимальную цену на алкоголь Например, на сегодняшний день средний налог на бутылку – 38 руб. с учетом НДС, акцизов и т.п. Себестоимость бутылки водки – 7-8 руб. – в эти деньги входит сама водка, бутылка, пробка и упаковка. В сумме получается 46 руб. плюс один-два руб. накинуть на реализацию. Получается, минимальная бутылка должна стоить около 48 руб. Государство может пойти на субсидирование, акциз брать чуть меньше и установить цену в 40 руб. Тогда уже никто не сможет производить некачественную водку из ворованного неучтенного спирта, потому что выставив ее в продажу по той же цене – а ниже, напомним, будет нельзя, он не получит покупателя – люди будут прекрасно понимать, что в обоих случаях деньги одни и те же, и смысл брать сомнительный продукт, когда рядом продается по той же цене качественный, будут брать качественный. Если будут продавать дешевле – это сразу будет как надпись на этикетке "нелегально".
Вопрос: А у государства есть вообще возможность перекрыть все каналы поставки нелегального алкоголя?
Сергей Лисовский: Любую проблему надо рассматривать не с точки зрения теории, а с точки зрения реальной жизни. У нас как раз пытаются реалии подбить под теорию.
В теории государство способно перекрыть каналы, но в реальной жизни мы видим, что государство неспособно на такое и по чисто субъективным причинам – зачастую те, кто должен эти процессы контролировать, сами занимаются реализацией водки или имеет долю с таких поставок.
Соответственно, и поручения будут либо не выполняться, либо выполняться формально. Поэтому у нас есть только один путь для решения проблему – ввести реализацию водки только в государственных магазинах. Это не убьет нелегальный оборот, но резко его сократит – продавать будет сложнее, потому что придется создавать собственную сеть распространения.
Вопрос: Возвращаясь к вопросу чрезмерного потребления алкоголя в обществе: можно ли бороться и с этим? Может быть, стоило бы подключить к этому какие-то общественные институты, ввести, скажем так, "культуру употребления"?
Сергей Лисовский: Я в общественные институты, особенно у нас, в России, очень мало верю. У нас нет реальных общественных организаций – они все ангажированы либо какими-то экономическими, либо политическими структурами. А когда за общественным движением стоят другие цели, то говорить о каких-то общественно значимых целях и решениях сложно
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ