Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

17.10.2005 | "Профиль"
"Подножка Буша"
Американцы в очередной раз потребовали упростить ввоз в РФ мяса птицы. Причем, до такой степени, чтобы даже российская ветеринарная служба этих кур не щупала.

Нынешним летом Россия в рамках переговоров по ВТО подписала соглашение с США, где обязалась увеличить импортные квоты на ввоз мяса птицы. Вновь "куриная" тема всплыла совсем недавно - на очередных переговорах в Вашингтоне в конце сентября. Сегодня импорт мясной продукции обязательно должен получать добро от российской Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, однако США настаивают, чтобы ввоз в Россию зависел только от американской ветеринарной службы.
Естественно, все это разнервировало отечественных птицеводов. На днях Российский птицеводческий союз (Росптицесоюз) отрапортовал стране о рекордных показателях отечественного птицепрома: в этом году производство кур увеличится на 17% по сравнению с прошлым годом. Причем, рост продолжается уже 4 года. Поэтому производители предлагают руководству страны свернуть с пагубной импортной тропинки и постепенно завязывать с низкокачественными «ножками Буша» и бразильскими замороженными курями, снизив к 2010 году импорт более чем в два раза - до 20% рынка.
Возникает ощущение, что судьбу нашей еды решают где-то под столом. Кто больнее ущипнет, тот и накрывает. Если же приподнять скатерть, картина открывается интересная.

Окорок или тушка
До недавнего времени ввозить в Россию птичье мясо можно было лишь в ограниченных количествах – сказывалось действие квот. Птицеводство в стране в последние годы бурно развивалось и даже подавало надежды превратиться со временем в экспортную отрасль. По данным Департамента экономических программ и анализа Минсельхоза РФ производство мяса птицы за последний год выросло на 18,2%. Да и россияне отечественной курятиной не брезговали: индекс физического объема продаж мяса птицы в I полугодии 2005 года составил 115,4% (за тот же период прошлого года он составлял всего 104,0%).
Между тем за последнее десятилетие «ножки Буша» уверенно протоптали дорогу к холодильникам российских пенсионеров. По данным ФТС России, в I квартале этого года из 201,5 тыс. тонн ввезенного мяса птицы куриные окорочка составили 131 тыс. тонн, а тушки кур – всего 6,3 тыс.тонн. Что поделать – эти жирные окорока оказались на 20% дешевле свежих российских тушек.
Естественно, отечественные производители все время опасались этого дешевого импорта, который мог загубить на корню их куриное царство. Но власти и не обижали золотую несушку. На российском птичьем рынке существовала так называемая специальная защитная мера – ежегодно пересматриваемая импортная квота (в этом году импортерам всех стран предоставлялась возможность ввезти в Россию не больше 1 млн. 50 тыс. тонн. мяса птицы).
Но весь нынешний год Россия активно стучалась в двери ВТО. Тогда-то ей и указали на несоответствие защитной меры условиям глобального клуба. Мол, этак зажиматься - не либерально. И предложили открыть рынок, то есть не ограничивать доступ на него импортерам. Россия упираться не стала и занялась либерализацией своего мясного рынка. В апреле российское правительство выпустило постановление «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины». А затем уже в июне и группа переговорщиков под руководством замминистра МЭРТ Максима Медведкова легко подмахнула соответствующий документ, который, кстати, противоречил прежним решениям российского правительства. Он заменил старую защитную меру новой – так называемой «особой мерой». Она фактически снимала последний экономический барьер на пути импортеров, поскольку разрешала ввоз товара сверх квот. Таможенную пошлину на эти "излишки" установили значительную – 62,5% от стоимости. Но уже к 2009 году она должна снизиться до 50%, видимо, говорят птицеводы, с тем чтобы в последующие годы вообще размыть барьер. Помимо этого увеличилась на 40 тыс. тонн уже утвержденная квота 2005 года, а импортные поставки оказались распланированы аж до 2009 года.
Казалось бы, американцы получили все, что хотели. Ведь российский рынок для США – самый объемный, ежегодно только продажа окорочков, по оценкам российских участников рынка, приносит американцам прибыль в $1 млрд. Однако остался последний барьер – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ – которая в любой момент может забраковать товар. Теперь американцы хотят нейтрализовать и его.

Идет-гудет куриный шум
Вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP) и одновременно консультант по стратегическому маркетингу ЗАО «Русско-Американская птицефабрика Элинар-Бройлер» Альберт Давлеев не видит в происходящем ничего угрожающего для российского рынка мяса птицы. «То, что записано в российско-американском соглашении – это плюс для России, поскольку на 5 лет установлены четкие правила игры. Рост импорта запланирован на 40 тыс. тонн в год, это мизер. А внеквотная защита в 62,5% настолько высока, что делает практически нереальным дополнительный ввоз товара в Россию», - уверен Давлеев.
По его словам, экспортное субсидирование в США запрещено законом. И американскому поставщику, который покупает товар у производителя, 1 тонна мяса птицы обходится в $1 тыс., совокупная стоимость платежей на таможне, НДС, накладные и транспортные расходы составляют еще $1700, что выливается в итоговую цифру - $2700 за тонну.
Для российского рынка такой товар неконкурентоспособен: тонна российской курятины обходится оптовикам в 2000$. Давлеев считает, что и через пять лет проблем не будет: «По данным Росптицесоюза потребление кур в России вырастет до 3,5 млн. тонн. Отечественные производители сейчас выпускают в год 1 млн. тонн. Ежегодно птицепром прирастает на 200 тыс. тонн. За 5 лет это составит еще 1 млн. тонн. Ввоз согласно квотам предполагается в размере 1 млн. 252 тыс. тонн. То есть дефицит вырисовывается в 248 тыс. тонн».
Сенатор от Курганской области Сергей Лисовский настроен пессимистично. Он убежден, что российская делегация ради вступления в ВТО сдаст позиции. Российское птицеводство погибнет. При этом Россию в ВТО все равно не примут, потому что американцам вряд ли удастся сломить российское финансовое сообщество. «Производство мяса птицы в Европе и Америке субсидируется. Как-то один экспортер мне сказал, усмехаясь, что может поставлять кур по цене транспортировки. Это 10 центов на кг. Себестоимость же российского бройлера -- в среднем 1 евро. Естественно, когда демпинговое мясо выбрасывается на рынок, оно "убивает" местного производителя. Процентов 80 наших предприятий не выдержит этой конкуренции», -- заявил «Профилю» сенатор. Он также считает, что вслед за этим возникнет проблема для всего сельского хозяйства, поскольку один человек, занятый в птицеводстве, дает еще пять рабочих мест в смежных отраслях. Перейти же птицеводам в близкие производства, например, изготовление полуфабрикатов, по мнению Лисовского, не удастся: «А что перерабатывать, когда своего сырья не будет? Американцы начнут нам диктовать цены. И мы будем сидеть на игле».
Первый заместитель генерального директора ОАО АПК "Михайловский" Наум Бабаев в беседе с "Профилем" не стеснялся в выражениях: «Почему импортные квоты повышаются именно в таких размерах? Ведь производство у нас растет быстрее, чем потребление. Такое впечатление, что все экономические обоснования у нас пишутся в зависимости от того, кто на экономистов в это время надавил». По его мнению, требование США снять все барьеры на ввоз мяса птицы вплоть до отмены ветеринарных проверок – это настоящий шантаж, доходящий до абсурда. «Кстати, к либерализации рынка все эти меры отношения не имеют. Мы согласны на либерализацию, но пусть тогда американцы и европейцы начнут с себя. Сегодня США ежегодно тратит на поддержку сельского хозяйства $50 млрд. Европейский союз еще больше – 300 млрд. евро. В России же эта цифра составляет всего $1 млрд. Давайте все вместе отменим дотации, тогда и будем конкурировать. Уверен, мы не проиграем, в России самая низкая себестоимость сельхозпродукции», -- говорит Бабаев. Он убежден, что сама ВТО ничего общего со свободным рынком не имеет: «Это же клуб по интересам, куда страны вступают на тех условиях, которые смогли для себя выторговать. А раз наш МЭРТ не умеет с выгодой для своей страны торговаться, пусть поднимет руки и признает, что провалил переговоры по ВТО».

Яна Юрова
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ