Как бы ни хотели наши коррупционеры, — все равно им сидеть в тюрьме, никуда они не денутся. Вопрос в том, когда это произойдет. И надо понимать: антикоррупционная кампания в России — это не просто тренд, а назревшая необходимость.
Е. Афонина:
- Здравствуйте. В студии радиостанции «Комсомольская правда» я, Елена Афонина, и сегодня я предлагаю поговорить о маркировке. Ну, начнем мы наш разговор, наверное, с цифр, потому что оборот контрафактных непродовольственных потребительских товаров в 2019-2020 годах достиг более 5 триллионов рублей. Это сопоставимо почти с 5% ВВП страны. Вот сходную долю ВВП России имеет агропромышленный сектор. Что касается продуктов, то, по данным научно-исследовательского финансового института Минфина, каждая - вы только подумайте! - каждая вторая пачка сливочного масла, каждая четвертая бутылка молока и каждое пятое мороженое находятся в незаконном обороте. Ну, в процентном соотношении доля незаконного оборота питьевого молока и сливок достигает 24,5 %, сливочного и топленого масла и спредов - более 44%, мороженого - 21,5%. Вот как обезопасить себя при выборе продукции и о том, как проходит процесс внедрения маркировки молочной продукции, я предлагаю поговорить с членом совета по вопросам агропромышленного комплекса при Совете Федераций Российской Федерации Сергеем Лисовским. Сергей, здравствуйте.
С. Лисовский:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- Ну, цифры, честно говоря, как-то вот…
С. Лисовский:
- Ну, я бы не хотел пугать наших потребителей и обижать наших производителей, когда мы говорим о незаконном обороте, имеется в виду не качество продукта, потому что многие воспринимают это как отношение к качеству продукта, да. А мы говорим об обороте именно с точки зрения государственности. То есть, это правильный учет, это выплата всех необходимых платежей в бюджет, это налоги и т.д. То есть, масло оно может быть качественным и, скорее всего, оно качественное, да. Но оно было выпущено, допустим, с неточным оформлением документов, оно было не учтено в налоговой базе, ну и так далее и тому подобное. Поэтому когда говорят о большом проценте контрафакта в молочной отрасли, надо понимать, что это качественный продукт, но с точки зрения государства и с точки зрения выплаты налогов и, скажем, интересов государства и общества, естественно, здесь были допущены те или иные огрехи или неточности в кавычках. Зачастую это делается специально, для того, чтобы снизить там налогооблагаемую базу и так далее, и тому подобное.
Е. Афонина:
- Вот сейчас мы видим, что в нашей стране все дольше и дольше, все больше и больше и товаров, и групп охватывается маркировкой. Этот процесс идет. И вот с 20 января стартовала обязательная маркировка молочной продукции. Вот интересно, что этот этап предполагает и какая молочная продукция сейчас подлежит добровольной маркировке?
С. Лисовский:
- Да в принципе любой производитель молочной продукции может сейчас маркировать свою продукцию. Но сейчас у него нет ответственности за это и нет обязательств, да. А если говорить об ответственности и обязательствах, то у нас с 1 июня этого года начинается обязательная маркировка сыров и мороженого, с 1 сентября продукция со сроком годности больше 40 дней и с 1 декабря 2021 года со сроком годности 40 дней. Для фермеров и крестьянско-фермерских хозяйств тут надо отдать должное и ЦРПТ - это тот, кто занимается маркировкой, оператор маркировки - и молочному союзу, что им удалось договориться и для крестьянско-фермерских хозяйств этот срок отнесен почти на три года. Это очень важно, потому что понятно, что для небольшого бизнеса это трудно и организовать, и есть определенные затраты, и плюс, конечно, у них разная форма реализации, скажем так.
Е. Афонина:
- Интересно, а вот как работают с производителями, потому что ведь нужно же разъяснить требования законодательства по маркировке, там очень много нюансов, моментов, о которых люди могут просто не знать.
С. Лисовский:
- Знаете, вопрос правильный, более того, когда ко мне первый раз попали документы по маркировке - это было где-то около двух лет назад - у нас в Совете Федераций в общем достаточно было настороженное отношение к этому, а у многих в общем, наверное, и отрицательное. Но чем больше мы вникали в этот процесс и понимание, что же все-таки собираются делать, тем больше доверия вызывало у нас это уже в нашей работе и в понимании. И что правильно было сделано оператором, который занимается маркировкой и, кстати, Минпромторгом, потому что у нас в правительстве за маркировку отвечает Минпромторг. Они стали разъяснять производителям, для чего, как и почему это делается. Потому что сначала это было подано как бы, что вот есть постановление правительства, надо всем исполнять.
Е. Афонина:
- Да, в обязательном порядке.
С. Лисовский:
- Да. Это правильно, с одной стороны. А с другой стороны, надо понимать. Что молочная отрасль она очень многолика, там очень много различных предприятий и современных, и предприятий, которые не обладают современными технологиями, и больших, и малых, и средних, и плюс на них завязаны, если взять переработчиков, на них завязаны производители молока. А производители молока это вообще вот как бы от совсем маленького до крупнейших агрохолдингов, ну и так далее. Плюс понятно, что молочная продукция, она очень знаковая, социально значимая для общества и для людей. Поэтому здесь вот правильно было выбрано на сегодняшний день продвижение, скажем так, маркировки в экономику молочной отрасли - это именно разъяснение и внимательное отношение к нуждам, просьбам и проблемам, которые возникают у производителей. То есть, практически до каждого производителя доходят, на сайте размещены контактные телефоны и практически, вот было вначале, то есть, к нам обращались производители, когда они не могли достучаться, но сейчас этого уже нет. И С каждым производителем работают, и очень внимательно относятся к его просьбам и, скажем так, проблемам.
Е. Афонина:
- Но, скорее, наверное, сейчас вопрос прозвучит для потребителей молочной продукции, хотя в общем и для производителей тоже, потому что нам, потребителям, очень важно понять - в итоге как должна выглядеть маркированная молочная продукция? То есть, какие значки, какие обозначения должны появиться? На что обращать внимание? То есть, как это выглядит на практике?
С. Лисовский:
- Ну, это очень просто. Сейчас у нас уже все пользователи продвинутые, достаточно набрать «Честный знак» в интернете и там выскочит информация - это как раз торговый бренд оператора, который вводит маркировку, и они увидят, как это все происходит. Но визуально, на бытовом уровне, это небольшой QR-код, который стоит на упаковке и есть программы, которые можно скачать на смартфон, и, наведя на этот QR-код, потребитель получает огромный объем информации. Причем, которую невозможно подделать и которая полностью достоверна. Ну, даже простая такая информация - срок годности - там уже не подделаешь. Потому что мы знаем, что многие торговцы грешили тем, что переклеивали ярлычки и т.д. и т.п. Иногда даже упаковку меняли, для того, чтобы продлить срок годности. Теперь это невозможно. Но помимо всего прочего, там есть информация о сырье, из которого было произведено, и тоже очень важно, потому что, ну, сырье - это основа качества продукции, особенно в пищевой промышленности, особенно в молоке, да. Потому что, что греха таить, многие баловались используя не цельное молоко, а сухое молоко, заменяя животные жиры растительными жирами, пресловутым пальмовым маслом. Теперь это все невозможно, теперь это все потребитель может увидеть.
Е. Афонина:
- Мне просто интересно, а кто эту информацию изначально заносит в этот QR-код? Откуда эта база берется?
С. Лисовский:
- Ну, во-первых, это обязанность производителя. Но главное, ну, понятно, что производитель тоже может лукавить, да, что удалось ЦРПТ - это вот оператору маркировки - они подхватили информацию, которая заложена в государственной системе «Меркурий». Я был одним из тех, кто помогал вводить эту систему Минсельхозу, тоже было очень много проблем, вплоть до того, что, я помню, приезжали мы, мы по регионам тоже ездили вместе с Россельхознадзором, рассказывали об этой системе, так вот, мы куда-то приезжаем, по-моему, в Уфу, там плакаты - введение «Меркурия» это пустые полки в магазинах, это потеря десятков тысяч рабочих мест, ну и так далее, и тому подобное. Конечно, ничего этого не произошло, более того, все, кто боролись и производители боялись «Меркурия», сейчас все очень ему благодарны. Ну, потому что, когда «Меркурий» ввели, в день вылаваливали около 200 предприятий-фантомов. Представляете, да? То есть, в магазине сетевом, крупном, лежит там сырок или там сыр, или пакет масла, когда начинают проверять, оказывается, предприятия такого не существует. Вот просто его нет. То есть, этот брикет масла появился неизвестно откуда. Ну, соответственно, если он появился ниоткуда, понимаете, Какое там может быть качество, да?
Е. Афонина:
- Да.
С. Лисовский:
- Поэтому… ну, сейчас, конечно, уже такого нет, но это было вопиющий факт. Так вот, что удалось сделать? Подхватить информацию, которая заложена в «Меркурии» и которая отслеживает буквально от каждой коровы, если по молоку, то можно просчитать, от какой коровы это молоко было взято, да. И вот это… но «Меркурий» доходит до сырья и до складов в оптовом звене, да, а маркировка, она уже каждую упаковку берет под контроль. Соответственно, вот эта вся информация, которая заложена в «Меркурии», которая уже более пяти лет собиралась, и она тоже как такой модный это блокчейн, да, это практически тот же блокчейн, ее невозможно подделать, потому что она связана с тысячью других агентов. И вот эта информация, она попадает тоже в этот QR-код, помимо той, которая дополнительно еще вносится при маркировке. Поэтому это феноменальная система. Мы, наверное, первая страна, которая вот сможет так глобально все сделать, но главное для производителя, вы знаете, я ведь автор закона о регулировании торговой деятельности, я борюсь с торговыми сетями, начиная с 2009 года, и уже три редакции, мы вот совместно с Яровой этот закон делали. Главное, что мы всегда, нам было очень сложно обсуждать уровень торговой наценки.
Е. Афонина:
- Ой, это сейчас болезненная тема.
С. Лисовский:
- Это большая тема и в правительстве говорят - да, вот надо смотреть, надо контролировать, но они говорят - ну, вот в торговой сети говорят, что у них наценка 2-3%. Мы говорим, извините, какие 2-3, когда у них в среднем от 50 до 150 процентов! И говорим - вот смотрите, мы вам берем договор поставки от производителя, вот его продукция на полке и вы просто посчитайте. Они говорят - да, мы все понимаем, но мы не можем брать эти данные. Мы говорим - почему? Ну, вот мы же государственное управление, мы должны брать из Ростата. Мы идем в Росстат, Росстат говорит - вы знаете, у нас тут методика, утвержденная правительством, и она нам не позволяет, мы, типа вот среднюю температуру по больнице меряем, поэтому то, что вот у этого производителя 150 процентов наценка, а, может быть, у какого-то там меньше. Хотя такого не было, но - тем не менее. То есть, мы всегда сталкивались, что не было официально признанной базы, которая могла бы определять торговую наценку. Ну и плюс там же у них были всякие различные схемы в отношении дополнительных выплат и т.д. А сейчас так вот что подает? Сейчас, когда маркировка войдет в полную силу, то все эти наценки будут видны, потому что маркировка прослеживает товар, начиная от первого склада предприятия и дальше пошла по цепочке. Да неважно, сколько там посредников, каждый посредник прослеживается и так далее. То есть, все это видно. Более того, видно, как товар этот движется, да. То есть, дефицит или недостатка товара где-либо в областях тоже не будет, потому что в онлайне это тоже будет видно.
Е. Афонина:
- Ну и завершая наш разговор, все-таки хочется понять, этот процесс - мы сейчас говорим о маркировке - он взаимовыгоден всем?
С. Лисовский:
- Знаете, я думаю, что это очень сильно разогреет нашу экономику. Точнее, не думаю, а уверен. Более того, это будет очень выгодно, я же в свое время был сам производителем, и я понимаю, как на меня давили вот этот, так скажем, серый оборот товара, когда я приходил в торговые сети и говорил - вот у меня есть птица, пожалуйста, и мы торговались о цене, они говорят - ну, у тебя, конечно, хорошая птица, мы бы у тебя взяли, но давай вот по 50 рублей за килограмм - ну, в те времена. Я говорю - но у меня себестоимость 52. Хотите, я вам ее открою, мне скрывать нечего, хотите, я вам все открою, покажу. Нет, говорят, да мы ничего не знаем, вот нам по 45 предлагают. Им предлагали по 45, и я знал, что это контрабандная птица. которая шла там через Калининград, и понятно, что никаких пошлин, никаких налогов, и соответственно, они по 45, и, соответственно, у меня был выбор - что, мне тогда Надо было продавать в убыток, что, кстати, мы тогда и делали. Либо вообще куда ее, птицу, выкинешь? Она же у меня посажена, она же у меня выросла, мне надо что-то с ней делать. И это было очень тяжело. Но помимо еще и других моментов, потому что, когда человек покупает и ему не понравился продукт, он зачастую переносит это недоверие уже на другие качественные продукты. Ему же не объяснишь, что вроде бы даже логотип, а то ведь еще и подделывают упаковки. То есть, вот у меня птица, когда все разобрались в качестве, на моей птице там Моссельпром, то я уже потом ловил, когда люди, компании покупали дешевую птицу и переупаковывали мою упаковку.
Е. Афонина:
- Ну, качественная продукция - это доверие потребителя и, конечно, наше здоровье, в первую очередь. Так что, видите, какую цепочку логическую мы выстроили. Поэтому спасибо огромное, действительно, процесс нужный, важный и для производителя, и для потребителя. Мы сегодня в этой студии говорили с… В этой студии сегодня мы говорили о внедрении маркировки молочной продукции с членом совета по вопросам агропромышленного комплекса при Совете Федерации Сергеем Лисовским. Сергей, спасибо.
С. Лисовский:
- Спасибо.