Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Во вторник президент Путин подписал указы о том, что высокопоставленные чиновники должны будут отчитываться о крупных покупках.
В апреле должно пройти второе, ключевое чтение пакета законопроектов, запрещающих госчиновникам, депутатам и сенаторам иметь и открывать за рубежом банковские счета (вклады), а также акции и облигации иностранных эмитентов. Поправки в профильном для этих актов комитете Госдумы — по безопасности и противодействию коррупции — уже собраны. Однако до сих пор нет ясности, сколько их в конечном итоге и какие из них будут внесены ко второму чтению. Впрочем, в распоряжении редакции «МК» есть поправка, а также ряд других критических замечаний на проекты законов от первого зампреда Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Сергея Лисовского. Из этих документов видно, что законопроекты, кстати, внесенные в ГД президентом, серьезно противоречат друг другу, а самое главное — оставляют массу лазеек в предлагаемых запретах. Опрошенные «МК» эксперты также считают, что в нынешнем виде законопроекты будут абсолютно бесполезными. Если, конечно, президент на самом деле преследует цель вывезти из-за границы накопленные там богатства «слуг народа». Вероятно, Владимир Путин просто предупреждает подчиненных об опасностях офшорных счетов.
Дырявые законы
Идея о запрете на зарубежную собственность для высокопоставленных чиновников и депутатов появилась еще год назад, на фоне активно муссируемой темы о введении налога на роскошь. Первоначально предлагалось заставить «слуг народа» отказаться вообще от всех видов «забугорного» богатства, включая недвижимость. Но затем вышло послабление — и в первом, еще депутатском законопроекте, одобренном в первом чтении в декабре 2012 года, необходимость избавиться от заграничных апартаментов и вилл уже не значилась.
В феврале этого года уже планировалось второе чтение депутатского законопроекта, за прохождение которого через ГД отвечал Комитет по безопасности и противодействию коррупции. Его председателем, как известно, является Ирина Яровая. Однако 11 февраля в Госдуму поступили 2 президентских законопроекта (см. справку «МК»), а также многочисленные поправки в думский документ. 22 февраля они прошли второе чтение. До 11 марта по думскому регламенту закончился срок сбора поправок. В итоге в апреле должно слушаться сразу три разнородных законопроекта по запрету зарубежной собственности для чиновников.
Это само по себе вызывает недоуменные вопросы. Тем более что ни Яровая, ни представители кремлевской администрации так и не удосужились объяснить, зачем было вбрасывать в Госдуму параллельные законопроекты, а не дорабатывать, например, думский вариант. К тому же до сих пор ни в комитете Яровой, ни в целом в Госдуме не могут разъяснить, какие, собственно, поправки ко второму чтению были внесены, какие из них отобраны комитетом и когда, наконец, будет само второе чтение.
Пришлось обратиться к первоисточникам — как к текстам президентских законопроектов, так и к тем поправкам, которые не сгинули в недрах комитета Яровой. Например, к поправке первого зампреда Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Сергея Лисовского. Сенатор заметил необъяснимое противоречие между законопроектом, вносящим изменения в закон о правительстве, и таким же документом, посвященным более низкопоставленным чиновникам.
А именно: членам правительства запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности (см. справку «МК»). Тогда как их подчиненным, а также депутатам, сенаторам, членам совета директоров ЦБ, замам генпрокурора, как и ему самому, аудиторам Счетной палаты и пр., естественно, все это тоже запрещается.
Но, как считает Сергей Лисовский, дополнительно отказывается в праве владеть всеми оставшимися видами ценных бумаг иностранных эмитентов (прежде всего производных), включая опционы, фьючерсы, свопы, ипотечные ценные бумаги, чеки, векселя. Тогда как членам правительства фактически оставляется возможность оставить в своей собственности все эти так называемые деривативы.
Особое отношение к министрам было сделано за счет буквально четырех слов, если верить анализу Лисовского. В законопроекте обо всех лицах, которым запрещается иметь финансовые средства за рубежом, записано: запрещено «иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности (далее — ценные бумаги иностранных эмитентов)...» А в поправке к закону о правительстве последних скобок просто нет.
Поэтому Лисовский полагает, что членам правительства «запрещено иметь в собственности только государственные ценные бумаги иностранных государств, акции и облигации и не запрещено иметь в собственности другие ценные бумаги». А иным категориям должностных лиц — запрещено владеть всеми ценными бумагами без исключения.
Лисовский требует от комитета Яровой разобраться с этой ситуацией. И если речь зашла о запретах на зарубежные счета и акции, то они должны быть одинаковыми для всех. «А кого приравнять к кому — все иные категории к членам правительства или членов правительства ко всем иным категориям — может решить президент», — недвусмысленно заключает Лисовский.
Впрочем, как считают эксперты «МК», скобки (далее — ценные бумаги иностранных эмитентов) из законопроекта про всех чиновников ничего на самом деле не решают. Более того, если перед ними нет полного и закрытого перечня ценных бумаг, которым чиновникам нельзя более владеть, то это означает лишь сокращенное упоминание перечисленных в законе акций и облигаций. То есть речь идет опять же только об акциях и облигациях. Всеми остальными ценными бумагами можно владеть и министрам, и их подчиненным.
В общем, сплошные законодательные дыры, позволяющие высокопоставленным госслужащим продолжить оперировать всей своей собственностью за рубежом. Правда, это будет несколько осложнено тем, что придется в некоторых случаях доверяться топ-менеджерам зарубежных трастовых компаний, куда от греха подальше российским чиновникам придется перевести все свои ценные бумаги и вклады. Но это уже индивидуальный выбор.
Дырявая защита
Неопределенность с окончательным запретом на зарубежную собственность вряд ли можно объяснить лишь волокитой в комитете Яровой. Наверняка в самой президентской администрации нет окончательной ясности, как это делать и с какой целью.
Первое, что напрашивается, — это следование популистскому курсу президента. Он перед переизбранием обещал бороться c коррупцией и ввести налог на роскошь. Последний уже дошел до Госдумы в виде законопроекта об удвоении ставок транспортного налога на авто, стоимость которых превышает 5 млн рублей. В 2014 году начнет вводиться налог на недвижимость, согласно которому с квартиры рыночной стоимостью в $1 млн придется в год платить государству до $12 тыс.
Почему бы не заставить слуг народа избавиться и от зарубежной собственности? Тем более что, согласно законопроектам, это придется сделать за три месяца? А значит, потери неизбежны. Будет кому довольно потирать руки.
Однако, с другой стороны, чиновникам разрешили оставить в собственности недвижимость (надо только ее задекларировать и указать источники ее приобретения), а наказание за неперевод денежных средств на родину минимальное — всего лишь увольнение с работы.
Конечно, все равно появляется масса проблем с оплатой коммунальных счетов, с выгодной продажей акций и т.п. Не случайно из Госдумы и Совета Федерации уже потянулись люди на выход. Как утверждают правительственные источники, далеко не все члены правительства (например, первый вице-премьер Игорь Шувалов, жена которого совершенно официально отчитывается о сотнях миллионов ежегодных доходов) готовы остаться в Белом доме на Краснопресненской набережной после принятия соответствующих законов.
Но все равно замах был изначально явно больше. А теперь получается, что все можно надежно перепрятать, если, конечно, не придумают еще что-то драконовское.
Так зачем весь сыр-бор? Вероятно, истинная причина появления этих законопроектов совсем другая. Путин не ставит задачи полной национализации элиты с целью доказать ей наконец, что нужно брать по чину. А наоборот, ее же и защищает от конфискации ее же собственности за рубежом. Как это было только что сделано на Кипре. Правительство, как известно, готово помочь лишь госкомпаниям. Остальным придется смириться с потерей части вкладов. Так лучше сразу же не рисковать, чем «потом пыль глотать», доставая последние деньги.
А тут еще «акт Магнитского», согласно которому не только не пустят в Америку, но могут лишить и местных счетов. Да еще под конец ими и пошантажировать.
Так что русские чиновничьи капиталы из-за границы скорее выталкивают западные правительства и банковские регуляторы (опять же достаточно вспомнить решение ЕС по Кипру), чем Президент России. Но с оформлением правильного решения торопиться явно не стоит. Так же, как с переводом капиталов на родину.