Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

01.04.2013
24-я пленарная сессия КМРВСЕ, 18 - 21 марта 2013 г. в Страсбурге. Выступление С.Ф.Лисовского.

Выступление С.Ф. Лисовского в Страсбурге

 

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Тема нашего обсуждения сегодня – регионализация и деволюция в условиях кризиса.

Любой  кризис  - это  категория изменения  каких-либо характеристик на линии времени. Будь эти показатели экономической деятельности, политического состояния или диагностик человеческого организма.

Поэтому в его условиях от органов власти всех уровней  требуется  другие типы  реакций, чем в условиях устойчивых параметров временного процесса.

Также велик соблазн центральных властей обеспечить гарантированную  управляемость и стабильность за счет урезания « вольностей» властей второго уровня, что нас и беспокоит на нынешних заседаниях в Страсбурге.

Но есть и противоположная угроза. Кризис стимулирует рост сепаратистских тенденций и чрезмерную регионализацию государств. Территории, которые  имеют  традиционно исторические и экономические отличия внутри стран получают дополнительный аргументированный также соблазн освободиться от груза общенациональной ответственности.

 Присутствующие хорошо осведомлены о конкретике европейских реалий   в этом вопросе. Как представитель многонациональной и федеративной страны, которая сталкивалась не раз с  подобного рода вызовами, считаю своим долгом призвать коллег к ответственному поведению во всех аспектах процесса деволюции.

Так же я хочу обратить внимание на то, что нельзя закрывать глаза на то, что  причиной кризиса является общий кризис всей сложившейся  экономической системы, в которой транснациональные корпорации и кампании уничтожают региональное производство, средний и малый бизнес,  питающий  бюджеты регионов.

О произволе банковской сферы говориться открыто и постоянно всеми. Вся финансовая система стимулирует процессы коррупции, в том числе и на местном уровне, и подрывает доверие людей к власти.

Считаю, что мы здесь, кроме  обсуждений процесса мониторинга, вполне можем   и обращаться к высшим властям Европы о перестройке всей экономической системы, пока  не грянул гром  и на арену не вышел  призрак, который будет бродить по Европе.

В этом случае, образно говоря, это было бы призыв деволюционеров не допустить выхода на подиум истории новых и черных революционеров!

Теперь о нашем опыте. Опыте страны , в которую  входят  исторически, географически, климатически и национально разнящиеся образования.

Я представляю в Совете Федерации Федерального Российской Федерации Курганскую область. Она находится прямо за Уралом и поэтому имеет второе название «Зауралье». Поскольку я избран первым заместителем председателя Агропродовольственного комитета Совета Федерации (вариант – или работаю в Агропродовольственном комитете Совета Федерации), проиллюстрирую  высказанные выше положения на примере этой сферы деятельности в федеральном  масштабе и данного региона.

Справочно, могу довести до Вашего сведения, что статьей 14 Бюджетного кодекса РФ о финансировании полномочий в бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за их счет.

Это является материально -финансовой основой взаимоотношения в цепочке : центральная власть - региональная власть – местная власть. 

Важны  слова о  бюджетной  классификации регионов , что является во многом центром нашего сегодняшнего разговора.

Россия изначально является страной рискового земледелия. В ней находится 5 климатических поясов. Причем один из них, огромный по территории - Особый  на Севере, где сельское хозяйство возможно, по существу только в виде  пастбищного кочевого скотоводства.

Это само по себе уже  требует дифференциации подходов. А кризис и, наложившееся на него для нашей страны именно в это время введение норм ВТО, добавляют к ним особые обертоны.

Справиться со всем этим   без учета региональных особенностей, аккумулированных на втором уровне власти ,невозможно.

И эти особенности учитываются общефедеральными властями, а региональные и местные власти в целом усиливают в этих условиях свою инициативность.

К примеру, региональные власти республики Якутия, большая часть которой находится в зоне вечной мерзлоты, недавно остро поставили вопрос  перед сенатом об изменении  общефедеральных норм квот на вылов рыбы и добычу зверя. Они справедливо заметили, что это издревле и, во многом основное, занятие местного населения,  не может не учитываться законодателем.

Настойчивость и аргументированность региональных властей была нами услышана, и работа над изменением норм применительно к отдельного региону ведется.

В области предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в условиях кризиса и вступления в ВТО  бюджетам субъектов РФ    существенно возросла инициативная роль регионов, что предусмотрено Постановлением Правительства в самом конце 2012 года.

В нем предусмотрено, что  для получения средств субъект РФ должен иметь: региональную программу, принять нормативный акт о ней, предусмотреть проведение таких  мероприятий, как  повышение плодородия почв,  комплекса агротехнических работ, и повышение уровня экологической безопасности, что очень важно на условиях софинансирования.

Как видим. Сначала – мнение и обоснование регионов, потом решение центра. Так раньше не было!

Стоит отметить и действующий уже два год порядок отбора экономически значимых региональных программ для предоставления поддержки.

Критериями поддержки мясного скотоводства, к примеру, являются увеличение поголовья специализированных мясных пород на 5 % в год (для мясного скотоводства), увеличение числа занятых в соответствующей сфере и увеличение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции на 3 % в год для программ растениеводства, на 4 % для смешанных программ и на 5 % для программ развития животноводства. Эти нормативы были установлены по инициативе регионов.

В сентябре Россия вступила в ВТО. Я был последовательным противникам этого шага и одним из 3-х человек  в сенате, кто голосовал против ратификации соглашения.

Мы сегодня говорим  о деволюции, а вступление в ВТО, на мой взгляд, чревато десолюцией –т.е. стиранием многих достижений нашего сельского хозяйства. Наши сельские территории в регионах будут испытывать негативное давление. Поэтому выполнение решений по ВТО для нас означает дополнительный отрицательный  импульс  к экономическому кризису и вызов региональным и местным властям!

Судите сами. У нас дотации на гектар пашни  4 евро. В Евросоюзе 330, а для зон неблагоприятных для ведения сельского хозяйства они увеличиваются дл 500. По мясу птицы и свинины, в группах которых у нас в последнее время был ощутимый прогресс положение еще серьезней. Мы рискуем потерять эти отрасли, а значит, и благополучие многих сельских территорий.

Но решение по ВТО  есть.

И  в связи с ними возникла необходимость приведения действующего законодательства в соответствие с положениями соглашений и юридических документов ВТО (Многосторонние торговые соглашения), являющихся обязательными для всех стран-членов ВТО.

Поэтому вместе с региональными властями ведется работа по внесению изменения в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Законопроектом предлагается оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.

В этих целях законопроектом дается определение понятия "неблагоприятный регион для ведения сельского хозяйства"; предусматривается, что порядок, а также критерии отнесения территорий к неблагоприятным регионам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подобная сегментация территорий  есть в США и ЕС и мы считаем, что введении ее и в России в условия кризиса и рамок ВТО позволит в комплексе  мер внутренней поддержки, в отношении которых запрашивается освобождение от обязательств по сокращению, предусмотреть выплаты по программам региональной помощи.

В соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству право на такие выплаты предоставляется неблагоприятным регионам.

Под этим углом зрения хотел бы выделить инициативные решения Краснодарского, Красноярского,  Приморского краев по принятию  законодательств, которое отсутствует на федеральном уровне (законы об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках).

В заключении об обещанном мной опыте собственного  региона - Курганской области.

Курганская область как раз  может быть отнесена к  регионам неблагоприятным для веденяи сельского хозяйства. Зауралье находится в зоне рискованного земледелия с резко континентальным климатом. За последние 5 лет в 2010   и 2012 годах произошли сильнейшие почвенные и атмосферные засухи. Область значительно удалена от основных потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, расположенных в Европейской части России и экспортных терминалов. В Курганской области по сравнению с соседними бюджетообеспеченными промышленными регионами существенно выше тарифы на электроэнергию, меньше уровень государственной поддержки АПК. Уровень социального обустройства сельских территорий остается невысоким, обеспеченность сельского населения питьевой водой, газификация домов сетевым газом существенно ниже, чем в среднем по России. В 2009 – 2011 годах уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций в Курганской области был в среднем вдвое меньше, чем в Российской Федерации.

Несмотря на это региональная и местная власть Зауралья проявляет мужество в реагировании на вызовы кризисного времени. В части   обсуждаемых нами сегодня тем это проявляется  в принятии решений на основе региональной  и местной ситуации, а не слепого исполнения решений центра. 

С 1 сентября 2012 года  на федеральном уровне вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с указанными Правилами при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и нормативов на общедомовые нужды.

Вследствие этого с 1 сентября 2012 года на территории Курганской области были введены в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг, которые вызвали нарекания граждан.

 

Правительство Курганской области вынуждено было принять распоряжение  "О мерах по сдерживанию роста размера платы за коммунальные услуги на территории Курганской области", предусматривающее приостановление действия нормативов потребления коммунальных услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды на период с 1 октября 2012 года по 30 июня 2013 года.

 

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство относится к предметам совместного ведения, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

 

При отсутствии установленной на федеральном уровне ответственности, руководствуясь правом на осуществление опережающегозаконодательного регулирования по предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации зачастую вводят актуальные для своего региона составы.

 

Однако суды, часто, руководствуются положением других законов РФ и признают недействующими законы субъектов РФ, указывая на то, что конкретное правило установлено актом федерального уровня и субъекты РФ не вправе устанавливать за его нарушение административную ответственность.

Но Курганская областная Дума, учитывая специфику региона, например, приняла закон "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" в нарушение  статьи 1.3 КоАП РФ. В нем установлена ответственность за выпас скота в неустановленных для этого местах, за потраву сельхозпосевов, ответственность за стоянку транспортных средств на газонах, за мойку транспортных средств на тротуарах, детских площадках, в других местах жилой зоны населенных пунктов.

Спасибо за ваше внимание к моему первому выступлению на заседании Палаты.

 

 

 

 

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ