Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

22.07.2011
Встреча Лисовского С.Ф с аграриями в п. Чистопрудное Шадринского района Курганской области. 21.07.2011 г. Стенограмма

Лисовский С.Ф.: Добрый день! Я извиняюсь, что мы немножко задержались, но мы посмотрели ваш новый посёлок, детский садик прекрасный. Это здорово, что на Курганской земле появляются такие посёлки и строятся детские сады. Детские сады — это проблема российская, как оказалось, неожиданная для нашего Правительства. И проблема строительства детских садов — это не только проблема Кургана, это проблема всей страны. Хорошо, что Курган — один из передовых, кто решает эту проблему в Курганской области. Я более 6 лет представляю Курганскую область от Курганской областной Думы в Совете Федерации. Сейчас я занимаю позицию Первого заместителя председателя комитета по продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. То есть практически вся моя работа в Совете Федерации — это работа с сельскохозяйственным законодательством. С самого начала какие направления основные: работа по удержанию нашей страны от вступлению в ВТО,  по земельному законодательству, по стимуляции использования земель сельхозназначения и препятствованию спекуляции этой землёй, это закон о торговле с/х продукции, который на сегодняшний день помогает с/х производителям сохранять достаточно большие деньги для производства. Сейчас мы разрабатываем Закон о ветеринарии, Закон о семеноводстве, Закон об агростраховании (мы его приняли). Такое направление работы, для того чтобы сформировать аграрное поле. Когда я начал заниматься с/х производством (это был 1999-й год), у нас был Министром экономики и торговки Герман Греф.  Так вот, Греф в 2000-м году заявлял, что нам не нужно крестьянство, что нам всё привезут и с/х производство надо закрывать. Это говорил один из ведущих министров страны, тем более министр, который отвечал за развитие. И плюс, у него была такая маниакальная идея любыми способами вступить в ВТО. Я входил в комиссию по вступлению в ВТО, представлял аграрный комплекс. И моими коллегами проведена большая работа, чтобы в начале 2000-х мы не вступили в ВТО. Может быть, для вас эта организация звучит как Международный банк развития или Объединённых наций, т.е. организация, куда надо вступить, которая никак не связана с нашей жизнью. К сожалению, это не так. И многие чиновники до сих пор её, кстати, и рассматривают. ВТО — это очень серьёзная организация, которая налагает серьёзные обязательства на страну и на Правительство, особенно в аграрном секторе. Т.е. по сути, если бы мы вступили в начале 2000-х годов в ВТО, мы должны были открыть все границы и сделать энергоносители, представьте,  на селе равными мировым ценам, энергоносители газа, энергетики, солярки на уровне мировых и отказаться от поддержки села. То, что сейчас существует Программа субсидирования процентных ставок, Программа субсидирования земледелия, и вот этот посёлок, который вы построили, он построен благодаря  Программе социального развития села. Сейчас Греф  возглавил Сбербанк, вроде бы, понял нашу правоту выступает на стороне аграриев.

Что происходит и что нам с вами ждать? Вы знаете о тех программах поддержки, которые сейчас называл глава вашего района, плюс до вас доходят какие-нибудь ресурсы. Это всё формируется в Министертсве с/х. В своё время, когда Министерство возглавля Гордеев А.В., он эти все программы разработал и реализовал. Это Программа субсидирования ставок различных программ, это Росагролизинг, Россельхозбанк был создан, это был создан нетрадиционный Фонд. Но, к сожалению, он был не очень удобным министром и очень много спорил с Минфином. Я помню лет 5 назад, это перед самым кризисом было, когда Кудрин предложил сделать весь бюджет поддержки села 63 миллиарда рублей. Мы тогда, правда, просили 220 миллиардов. Это было впервые для Кудрина мощное противостояние двух палат против бюджета, потому что он привык, что с ним соглашаются всегда. В конечном итоге бюджет стал 120 миллиардов, т.е. мы увеличили бюджет в 2 раза. И с этих времён у нас бюджет с вами «болтается» где-то в районе 130 миллиардов рублей. Плюс минус. Потому что появляются дополнительные программы. Вот в том году по засухе 25 миллиардов выплатили. Плюс сейчас будет выплата на мясную отрасль 9 миллиардов рублей. Это дополнительные платежи из бюджета, связанные с какими-то экстремальными ситуациями.

Но в то же время надо понимать, что существует очень жёсткая позиция Минфина. Буквально в начале весны Кудрин, выступая на Совете Федерации сказал: «Хватит помогать селу. Мы другим отраслям так не помогаем. Село получается у нас в приоритете, и другие отрасли обидятся».  Посмотрите на любую развитую страну: там львиная часть бюджета страны идёт на поддержку с/х (Бюджет Евросоюза —  100 миллиардов евро, из них 44 миллиарда евро идёт на поддержку села. Представьте, 44%.). При этом ещё есть государственная программа. Есть ещё отдельные программы во Франции, в Германии, в Голландии и т.п. Как-то я помню года 2 назад мы разговаривали с крупными производителем из Германии и объясняли ему, что есть такие программы поддержки, такие. И он заинтересовался субсидированием ставки процентной, потом говорит: «В конечном итоге сколько у вашего производителя, если субсидировать ставку, получается реальный процент?» Мы говорим: «Ну, в районе 6-7 % с учётом всех расходов». Он говорит: «Вы считаете это поддержкой?» Мы говорим: «Да, наверно, это поддержка». Он говорит: «У нас без всякой поддержки кредит с/х, с/х производителю 0,35%». Вот представьте! Меньше трети процента. И после этого наши многие министры до сих пор говорят, что у нас село плохо работает, что наша продукция не конкурентна, что мы не умеем снижать себестоимость. Извините, когда у них практически нулевая ставка по проценту по кредиту, у нас только 1% увеличивает нашу себестоимость. Я уж не говорю о других факторах: о нашем климате, когда мы отапливаем с вами, если взять птичники, 7 месяцев в году, а они отапливают 2 месяца в году, то же самое по свинине и т.д. Т.е. наши климатические условия наиболее жёсткие, если взять развитые страны и Канаду, и Америку.  Когда нас сравнивают с Канадой, то на самом деле в Канаде развито с/х производство только в южной части, там, где климат примерно нашей Ростовской области. Т.е. он достаточно мягкий. Но тем не менее это звучит. Вот Эльвира Набиуллина, новый министр экономики, озвучивает, что наши селяне не умеют работать, у нас большие накладные издержки. Я говорю, что,  наверно, в Правительстве надо лучше работать. У меня в 2005-м году  было одно из крупнейших хозяйств в Подмосковье. Село Барыбино. Так вот что произошло в 2005-м году. Приехала какая-то шпана на машине, забила 3-х элитных тёлок по 2,5 тысячи евро за каждую на мясо и уехали на шашлыки. Представьте, убыток и плюс ещё эти тёлки были в технологической программе. Понятно, что после этого на каждой ферме появилась охрана, тревожная кнопка. И вот смотрите, из-за того что вы не можете порядок в стране навести, у нас с/х производители обязаны теперь охранять своё производство. Человек ни в Германии, ни во Франции, у них я был на фермах крупных, 2-3 человека максимум. А нам приходится держать своих электриков, своих газовиков. Они говорят: «Зачем? Можно вот с кем-то ...» А вот представьте, что РАО ЕЭС ответит мне, если он у меня отключит электроэнергию, а отключение электроэнергии в свинарнике или в птичнике на час это уже потеря стада.  Конечно, РАО ЕЭС не гарантирует, что ко мне в течение часа приедут и починят. Значит, я должен держать своих монтёров, своих газовиков и т.д., чтобы у меня не было потерь. А в Германии есть Ганц, который живёт недалеко. У него маленькая семейная фирмочка, которая гарантированно в течение часа приедет на любую ферму по звонку и всё починит. Поэтому прежде чем нашим министрам говорить, что наши крестьяне плохо работают, им, наверно, надо самим получше работать. Потому что, к сожалению, их никто не спрашивает за качество их работы. И не спрашиваем мы за результаты их работы. И, наверно, пришло время спросить. Потому что, мне кажется, тот Народный фронт, который создаёт Владимир Владимирович Путин, он именно для того, чтобы разорвать этот порочный круг элит. Особенно на федеральном уровне. Если в регионах  губернаторы рядом с вами, они отвечают перед вами, то федеральный министр у нас ни за что не отвечает. И больше того, когда к ним приходишь на совещание, кажется, что вся страна мешает им хорошо жить. Какие-то есть проблемы, какие-то надо принимать решения, потом за них  отвечать.

Зачем я вам это всё рассказываю? Потому настало время что-то  менять. Почему я говорю Путин, «Народный фронт»: Потому что даже ему не удаётся на уровне общего круга разорвать эту порочную цепь, и он хочет привлечь людей, которые действительно могут быть с такой свежей кровью, с новыми идеями, которые не замазаны, не коррумпированы. Процесс, прямо скажу вам, очень сложный. Потому что если взять партию «ЕР», то многие функционеры в Москве очень недовольны решением Путина. И когда наш лидер  сказал, что у вас должно быть минимум 150 беспартийных по списку пройти в Думу, там начали обсуждать, может быть, не 150, может быть, 30, 50. И сейчас идут стенания, чтоб вы понимали, кому надо будет уйти с насиженного места, чтоб пустить людей новых и от производства.  Но тем не менее позиция ясна, позиция лидера тоже. Если вы смотрели эфир в Екатеринбурге той встречи Путина с гражданами Зауралья, то, наверно, увидели, какой у него настрой. Я тоже выступал на прошлой неделе на одном совещании. Вы, наверно, помните, там выступал директор мясной компании  «Велес» и сказал, что хорошо бы сделать центр репродукции в Курганской области. Для Зауралья это такой центр села. Путин поднял там Министра с.х. Скрыник, дал указание. Что происходит потом? Чтобы вы понимали, как у нас министры в «кавычках» умеют работать. Проходит неделя. Этого парня вызывают в Москву. Он окрылённый едет в Москву, думая, что сейчас всё решится . Его встречает  даже не руководитель, а зам. Департамента Минэкономразвития, и говорит, что у вас за проект. Директор рассказывает . «Ну, у вас ещё ничего не готово, и денег у вас на проект нет». Подумайте,  если бы у него были деньги, зачем ему спрашивать об этом? «В общем, ничего у вас не получится, до свидания». И тот как побитая собака уехал в Курган. Потом мне позвонил. Я звоню, нахожу этого замруководителя Департамента и говорю: «Как-то так непонятно. Путин сказал министру, она смотрела проект, сделала какие-то распоряжения, чтобы он как-то начал развиваться». В принципе меня многие знают, достаточно открыто общаются. Он говорит, нам Кудрин сказал, если в проекте нет денег, проекты не начинать. Логика какая-то непонятная. Есть у тебя деньги, тебя поддерживают. Зачем тогда вы мне нужны, если у меня есть деньги? Я его сделаю без вас. А если денег нет, то и начинать не надо. Мы попробуем этот центр репродукции сделать в Кургане. Обратился к Виктору Алексеевичу Зубкову, он нам очень помогает, он провел совещание   на прошлой неделе. Мы эту тему подняли, и Минсельхоз сейчас засуетился. Понятно что это не быстрый процесс, но тем не менее я верю, что у нас получится сделать этот центр. Но чтобы вы понимали, что распоряжение Премьер Министра, Руководителя партии для чиновников мало что значат. Просто ничего. И они никак не отвечают. Я руководил крупным предприятием. Если какой-то подчинённый мое распоряжение вот так бы отработал, я его  уволил тут же. Нет, работает. Видимо, будет расти.

У меня был случай, когда Закон о торговле делали (но для вас это такая тема, вы ещё не работаете с торговыми сетями, а вот в центральной части России, в Кургане уже сети начинают захватывать продовольственные рынки и диктовать производителю цену покупки  заставлять его делать некачественное продовольствие). Когда мы начали работать над Законом, нам было очень сложно. Я помню, у нас было совещание у В.А.Зубкова, и на этом совещании нам предложили окончательный проект Закона, который мы должны были согласовать с Правительством, Думой, Советом Федерации и выносить как совместный проект. Так как В.В.Путин лично занимался этим Законом (если бы он не занимался, вряд ли бы у нас получилось),  он дал указание: крайний срок завтра, стороны должны прийти к согласию. И вечером мы до 11часов  работали с Департаментом экономики, Правительством, чтобы согласовать все пункты Закона. Согласовали. Причём, участвовали и общественные организации, и производственные союзы, т.е. работали, наверно, человек 100. Одновременно мы сидели за телефонами, работали за компьютерами, согласовывали тексты. Согласовали где-то в 11, в 12 часов, отправили в секретариат В.А.Зубкова, что мы готовы. В 9 утра совещание. Мы приходим со своими документами. Каждый пришёл со своими пометками. Работаем, обсуждаем на этом совещании в течение 1,5 часов этот Закон: где мы договорились, где у нас есть разногласия. Закончилось совещание, В.А.Зубков говорит: « Я рад, что мы всё-таки пришли к какому-то решению». Понятно, что приняли не наше решение, не торговых сетей, а промежуточный: мы нашли какой-то компромисс. Всё. Мы подписываемся и сдаём текст этого документа, чтобы вносить его в Государственную Думу. Я еду с этого совещания, и вдруг мне звонит из антимонопольного ведомства один чиновник, очень честный, порядочный человек: «Сереж, а ты читал те документы, которые у нас в папке?» Я говорю: «Да нет. У меня экземпляр был, я с ним и работал, потому что у меня с пометками был». «А ты знаешь, - говорит, - что там совсем другой Закон в папке лежит?». Я говорю: «Как так?!». Я с собой папку взял на всякий случай. Открываю папку — Закон другой. Это уже, кроме как жульничество, не назовёшь. Что сделал Департамент? Он с нами согласовывал один Закон, а в папку положил другой. А по регламенту он должен был внести в Правительство то, что лежало в папке, окончательную версию. Понимаете, на что идут чиновники? Это прямой обман и Премьера, и Зубкова. Это 2 года назад было, и чиновник, который фактически занимался подлогом документов, до сих пор в Правительстве руководит Департаментом экономики. И этот человек до сих пор сидит на совещаниях рядом с  руководством страны, когда вопросы экономики обсуждают. Я вам это рассказываю не для того, чтобы у нас с вами опустились руки. Нет. Я очень рад, что в 99-м году принял решение заняться сельхозпроизводством. Просто если изменения идут, они, к сожалению, идут очень медленно. Хотелось бы быстрее. Я согласен с вами. Но тем не менее в 2000-й году Греф говорил: «Нам ничего не нужно, нам всё привезут. У нас доходы от нефти». Сейчас в голову никому не придёт сказать такое на совещании. Больше того Д.А.Медведев и В.В.Путин говорят, что с/х является базисом нашей экономики и мы будем его развивать. ВТО опять же.  «Любым путём вступить в ВТО!» Был такой клич. Сейчас и В.В.Путин, и Д.А.Медведев говорят:  «мы будем вступать в ВТО, но только не на тех условиях, на которых нам предлагают». У нас буквально месяц назад в Совете Федерации была делегация из аграрного  комитета Верховной Рады Украины. Они вступили в ВТО 1,5 года назад. Мы говорим: «Ну что, ребята, как там у вас в ВТО? Что хорошего? Что плохого?». Они говорят: «Вы издеваетесь? Хорошего нет ничего. Всё хуже, хуже и хуже. И вообще, если б мы поймали того, кто это всё подписал, всё это лоббировал, ноги бы ему переломали». «И самое главное, - говорят, - мы понимаем, что будет ещё хуже». Потому что они вступили с условием  на 5 лет: каждый год они должны облегчать условия для западных производителей для входа на Украину и ухудшать для своих, т.е. снижать поддержку собственных производителей. Они говорят: «Мы понимаем, что через 5 лет вообще исчезнем!» Это Украина, которая всегда являлась серьёзным аграрным производителем. Причём, когда я занимался ВТО , мы никак не могли понять, зачем нужно ВТО. Лёгкой промышленности не нужно, она разорится. Автомобилистам не нужно, понятно, что наши машины пока не конкурируют с западниками. Сельскому хозяйству не нужно, потому что там в итоге очень хитрая схема. Если ты вступаешь после других, то у тебя самые плохие условия. Т.Е. мы вступаем в ВТО, Европа может сохранить поддержку селу, а мы должны её сокращать. Вот такие условия. И потом выяснили. Оказывается, это нужно нашим металлургам и трубникам. Потому что западные страны вводят специальные ограничения на наш металл и на наши трубы, считая, что у нас маленькая заработная плата и создаются условия недобросовестной конкуренции, что у нас льготные цены на газ, а это тоже нарушение конкуренции. Тут у нас было совещание, где  специалист один говорит трубникам: «Ребята, а вы знаете, что если мы вступим в ВТО, для вас будет ещё хуже?» «В каком смысле?» «Если они докажут, что вы платите людям зарплату меньше, чем в Европе, а это так, если они докажут, что вы получаете газ, нефть и энергетику дешевле, чем в Европе, вас точно также закроют независимо от того в ВТО вы или не ВТО». Представьте,  люди владеют многомиллиардными состояниями, но они даже не удосужились понять для себя, что для них самих значит ВТО, и они активно лоббировали эту ситуацию, не думая о всех других отраслях и о России. Я так понимаю, что у них поубавилось спеси и желания вступать …Посмотрим, что будет с ВТО.

Что нас ждёт? Нас ждёт пока не очень внятный министр с.х. Е.Б.Скрынник. Если Гордеев создавал и созидал, то Скрынник всё уступает. Если при Гордееве бюджет поддержки села всё время рос, то Скрынник не хочет ни с кем ругаться. Года 1,5 назад мы к ней пришли с думскими коллегами, говорим: «Давайте  начнём конфликтовать, чтобы поднять бюджет». Министр говорит: «Нет, нет, нет. Я не хочу ругаться с Кудриным. Он мне в 13-м году обещал увеличение бюджета». Это было начало 2010-ого года. Я говорю: «Да мы за 3 года сдохнем здесь все. Нам сейчас надо сеять, нам сейчас надо солярку покупать, кредиты гасить. Как-то у вас такое отношение … Потом кто знает, кто в 13-м году будет. Я не знаю,  может и он  не знает. Поэтому легко обещать в 13-м году что-то дать». В результате у нас Минсельхоз согласовал снижение дотаций села на 2012-2013-й год. Если сейчас у нас суммарно получилось в 2011-м году 150 миллиардов, на начало 2013-ого года  - 118 миллиардов. Понимаете, снижение очень существенное. Понятно, что Правительство, всё-таки его не допустит.

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ