Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

05.11.2003 | "Комсомольская Правда",
"Люди Дела"
Сергей ЛИСОВСКИЙ.
"Страусиная Экономика"
Последние несколько лет стало модно говорить об инвестициях в российскую экономику. В страну с такими богатейшими природными ресурсами давно стоит очередь из западных инвесторов, поскольку своих богатств природы у них явный дефицит. Но, глядя на цифры этих самых инвестиций, становится обидно за нас и возникает гордость, например, за китайцев: у них компартия и западные инвестиции, у нас демократия, но без инвестиций. Получается компартия и инвестиции совместимы? Видимо, вопрос не в виде общественно-политической формации, а в экономической политике государства. В Китае экономика предсказуема, и инвесторам понятно, где можно получить прибыль. У нас с этим -полная неразбериха, которую провоцирует своей политикой уполномоченное этот вопрос регулировать Министерство экономического развития и торговли.
Почему западные инвесторы вкладывают в России преимущественно в переработку сельскохозяйственной продукции, а не в ее производство?
Перерабатывать выгодно, потому что сельскохозяйственное производство - это в дальнейшем целый комплекс проблем: от погоды и внешнеторговой политики в области сельского хозяйства до государственной поддержки села и социальной политики там же. То есть западные инвесторы почти полностью скупили то, что не касается проблем села, а сами проблемы оставили для нас. Им - пиво, кондитерские изделия, табак, переработку молока и мяса, а нам - производство и социально-экономическое развитие села. Но если мы берем на себя весь комплекс проблем, мы должны знать, кто и как их будет регулировать.
За этот сектор экономики отвечает Минсельхоз - министерство. И Минэкономразвития тоже отвечает и тоже чего-то там разрабатывает в рамках одного из своих департаментов. Непонятно зачем. Активно выступая за исключение дублирующих функций в других ведомствах, у себя Минэкономразвития предпочитает за все отвечать сам: и за инфляцию, и за туризм - вот такой диапазон. Результат, однако, отрицательный. Где инвестиции? В Китае!
Положение исправить просто. Инвестор должен знать прогнозируемый результат как минимум на пять лет. Лучше, конечно, на десять: ведь это производство, а не переработка, быстро денег не вернешь. А неясная внешнеторговая политика в области сельского хозяйства сильно затуманивает инвестиционные горизонты. Минсельхоз дает одни предложения, Минэкономразвития - другие, результат - третий. Инвестор не может вкладывать, если завтра эту продукцию завезут по импорту и разрушат собственный рынок вместе с нашими инвестициями. Говорят: "Она дешевле. Мы же о людях заботимся. И цена на окорочка американские, к примеру, ниже, чем на ваших кур". Конечно, они дешевле, но все молчат о том, что выход мяса из них на 20% -меньше, чем из нашей курицы, вот и цена на 20% может быть меньше. И никто не говорит о том, что в США государство дотирует фермеров только по производству зерна на 22 -55%. А это, между прочим, основной компонент себестоимости мяса птицы.
С Европейским сообществом та же история. Ведь без помощи бюджета ЕС ни один килограмм их мяса, ни один литр молока нашей продукции не конкурент. Просто все дотировано - у себя девать некуда, а фермеров без работы не оставишь: ненароком взбунтовавшись, движение остановят на всех дорогах или в свином навозе изваляют с головы до ног.
Без четко выраженной внешнеторговой защиты нашего сельскохо-зяйственного рынка инвестиций в производство ждать не следует, 1 мая 2004 года еще 10 центрально- и восточноев-ропейских стран станут полноправными членами ЕС. Нам от этого легче не станет. Завтра произведем молока или, мяса на свой страх и риск, а его нам из ЕС завезут, субсидированное.
Вот, например, сахаропроизводители. Вложили сотни миллионов долларов в землю, технику, заводы. Вырастили богатейший урожай. Впервые за долгие годы упадка увеличивают производство сахара из нашей родной сахарной свеклы. А в подарок от Минэкономразвития - импорт в страну дешевого сахара-сырца. Добавили, так сказать, соотечественникам инвестиционного задора.
Объяснения чиновников, как всегда, по-минэкономразвитьевски лаконичны: учитесь конкурировать. А про то, что цены, на топливо и энергоресурсы постоянно повышаются, опять забыли.
Для сравнения, цены на дизельное топливо в Европе - что в Лиссабоне, что в Брюсселе - для сельхозпроизво-дителя, если в рубли перевести, 8,4 -9 рублей за литр. Но позвольте, я вчера в Ростове заправлял комбайн за 8,40, а это далеко не Брюссель. Короче, производственные ресурсы дорожают, субсидированный экспорт идет, а вы, сельхозники, давайте почестному конкурируйте с Западом, не артачьтесь и будьте инвестиционно привлекательны. И делаем в ответ промфинплан на следующий год, где просчитываем доходность производства, не зная ни одного показателя себестоимости, составляющих продукцию: ни цены топлива, ни энергетики, ни зерна, ни роста цен коммунальных и другого вида услуг. Планируем от фонаря, от процента роста цен, объявленных Минэкономразвития. И ждем инвестиций там, где доходность подсчитать нельзя, не говоря уже о погоде и других рисках.
А Минэкономразвития тем временем печется об американском фермере. Даже персональную страховую квоту дает - чтобы не дай бог не притеснить. Интересно, это такое представление в министерстве о здоровой конкуренции или просто бардак?
- Здесь еще и вступление в ВТО со своей либерализацией таможенных тарифов по агропродовольственной группе менее 14% в адекватном исчислении. Какой уж здесь торговый протекционизм, к переговорам подошли раздетыми, осталось только разуться. Вот соседи-украинцы могут снижать пошлины при вступлении в ВТО на мясо всех видов хоть на 50%: с 2 евро за 1 кг до 1 евро. А у нас даже сверхквотные поставки мяса 0,6 евро за 1 кг. Хорошо хоть квоты ввели, а то бы вообще не было понятно, что у нас на рынке мяса творится.
А Минэкономразвития все чегото ждет, создает, ажиотаж, на досуге развлекаясь переоформлением квот или аукционами, исход которых предрешен еще до старта.
Теоретически министерство должно быть заинтересовано в инвесторах, понимая, что отсутствие режимов - это невозможность получения банковских кредитов, восстановления развалившихся основных фондов и никакой стимуляции инвестиций в аграрную отрасль. На практике выходит поддержка мирового сельского хозяйства в ущерб своему собственному. А разменная монета, как всегда, 40-миллионное население сельской местности.
Такая страусиная позиция, когда речь заходит о защите внутреннего рынка - не что иное, как полных крах экономической политики. Пока мы стоим как падчерица мирового капитализма в углу на горохе, огороженные от внешних рынков торговыми барьерами и гипертрофированными интересами национальной безопасности, ожидая участи сырьевого придатка глобальной экономики, Минэкономразвития, похоже, упорно решает вопрос - чтобы еще придумать, чтобы ограничить нашу дальнейшую возможность конкурировать.
Цивилизованный рынок - это одновременно жесткая информационная, тарифная, транспортная, квотная, ценовая и т. д. войны за свои интересы. За всем этим - несгибаемая воля и настойчивость в поисках цивилизованных аргументов для обоснования своей позиции в рамках принятых правил игры. Решимость до конца отстаивать свои интересы. В этом руководство развитых стран видит основную роль государства. Наши чиновники от Минэкономразвития, похоже, так не считают. Происки мирового империализма. Не иначе.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ