Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

01.06.2000 | Стенограмма интервью с Сергеем Лисовским и Игорем Яковенко
Ведущий: Сергей Бунтман.
"Взаимоотношения власти и информационного бизнеса"
На сегодняшний день все СМИ, в совокупности весь эфир в конечном итоге являются средством политического лоббирования тех или иных коммерческих интересов.
    По сути СМИ представляют собой обычные коммерческие предприятия. И один из лидеров нашего медиа-бизнеса, господин Гусинский, не зря говорит: "Я зарабатываю деньги". На пресс-конференции он искренне об этом сказал, и все это используют против него, хотя он сказал совершенно нормальную вещь. Если частное лицо или компания учреждает СМИ, то это, естественно, коммерческое предприятие. Но все дело в том, что на сегодняшний день СМИ, как чисто коммерческое предприятие, работать не может. То есть доходы от рекламы не дают возможности существовать этому предприятию.
    И в результате средства массовой информации, находящиеся в частных руках, используются как средство политического лоббирования уже для достижения коммерческих целей через лоббирование интересов в правительстве, в Думе, в бюджете и т.д. И это только благодаря тому, что у нас недоразвитый капитализм: тот рынок рекламных денег, который у нас существует сегодня, не позволяет содержать СМИ как коммерческое предприятие.
    Для нормального функционирования СМИ необходима достойная большая аудитория. Ее можно завоевать, в конечном итоге, только достоверной информацией. Ее нельзя завоевать лоббированием. Можно использовать некачественную информацию, и это может принести временный успех. Но если смотреть год-два-три, то этим ты, естественно, не добьешься… Давайте возьмем хотя бы "Московский комсомолец". Это одна из немногих газет, которую, когда ты утром открываешь, ты не знаешь, что там написано. Это для меня критерий. Другие газеты можно не читать. Можно еще взять "Новую газету", "Аргументы и факты". Все остальные газеты отличаются разве что сводками о влиянии и слиянии нефтяных компаний, когда там идут внутренние разборки, тогда там появляется разность написания и разночтения.
    Возьмите сегодняшнюю ситуацию в Думе с обсуждением новых законов по реформированию нашего государственного устройства. Пишут не в общей струе "Московский комсомолец", газета "Сегодня" - и практически все. Но это я говорю из знаковых газет, которые определяют мнение общества. Есть газеты, конечно, которые выражают, может быть, собственную точку зрения или другую, не схожую с официально принятой в обществе на сегодняшний день. Но это газеты, которые не определяют практически ничего, они имеют достаточно небольшой тираж.
    Это опасно не только для бизнеса. Это опасно вообще для нашей страны. Потому что люди, которые не понимают, что, начиная с того, что они искажают информацию и не дают возможности СМИ высказывать все точки зрения, которые существуют в обществе, в конечном итоге загоняют себя в угол, в яму, в пропасть. И это дорога в никуда. Когда идет дискуссия о том, будет ли повышаться валовой продукт, будет ли у нас экономический рост в 2001 году или не будет, я должен сказать, что его никогда не будет, если не будет свободной прессы. Потому что без свободной прессы и реально свободной информации бизнес не сможет развиваться. Потому что основная проблема российского бизнеса сегодня - это коррумпирование сверху донизу всех ветвей власти, всех силовых структур. И в такой ситуации нормальный бизнес не может существовать.

Полный текст интервью: www.echo.msk.ru
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ