Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

09.02.2001 | "Вечерний Клуб"
Светлана ЛИТВИНОВА
"Книга рецептов предвыборной кухни."
С книгами по рекламе я пиару в нашей стране напряженно. Если труд пишет теоретик, то он потчует читателя заумной кандидатской диссертацией, кое-как адаптированной к печати. А практики, берущиеся за перо, описывают исключительно собственный опыт, не принимая во внимание ни историю, ни теорию вопроса. Но наконец-то появилась работа, умело сочетающая серьезный научный фон и множество практических наработок. Ее авторы - известные рекламисты и пиарщики Сергей Лисовский и Владимир Евстафьев.

Оба имеют огромный опыт работы и к тому же обладают научными званиями (Литовский недавно защитил кандидатскую диссертацию по политической рекламе на журфаке МГУ, а Евстафьев заведует кафедрой маркетинга в одном из вузов).
Книга с серьезным названием "Избирательные технологии: история, теория, практика" представляет собой классическую монографию, однако при этом написанную легким и доходчивым, языком. В первой части авторы отслеживают путь политической рекламы от Древней Греции до наших дней. Во второй, под названием "Цель - победа на выборах", подробно, с яркими примерами, рассказывают о том, как привести к успеху политического кандидата, будь то будущий депутат Госдумы, мэр или же президент.
Отрадно, что Лисовский и Евстафьев пишут не о политической рекламе в целом, а делают поправку именно на наши, российские условия. Они приводят пример из эпохи выборов 1995 года в Государственную Думу. Тогда движение "Наш дом. - Россия" потратило на телевизионную рекламу около двух с половиной миллионов долларов - и получило примерно 10 процентов голосов. А КПРФ тогда удовольствовалась шестью минутами бесплатной рекламы - и в итоге одержала убедительную победу, набрав почти 23 процента.
Авторы предостерегают от отношения к ТВ- рекламе как к некой панацее, но замечают, что этот вид рекламы вполне имеет право на существование в "хорошо продуманном комплексе мероприятий". Причем желательно отдавать предпочтение не дорогостоящим и малоубедительным рекламным роликам, а беседам с телезрителями или дебатам с политическими оппонентами.
Так же подробно и доходчиво они рассказывают о социологических и маркетинговых исследованиях, предваряющих рекламную кампанию, о политической рекламе на радио и в прессе, о способах проверки эффективности проделанной работы.
В своей книге Лисовский и Евстафьев не побоялись экспериментов. Несмотря на то, что они определяют свой труд в первую очередь как учебник, книгу проиллюстрировал прекрасный карикатурист Андрей Бильжо (Мозговед из "Итого"). А серьезные научные постулаты в сносках остроумно комментирует редактор книги. Например, авторы пишут:
"Ясно, что не все характеристики кандидата - его пол, возраст, физические данные, образование и т.д. отвечают ожиданиям избирателей". Редактор в ответ советует кандидату изменить пол или физические данные - в соответствии с "актуальными потребностями избирателей".
Тираж "Избирательных технологий" - три тысячи экземпляров. И можно уверенно утверждать что на всех книг не хватит. Ведь ей будут читать и студенты, и аспиранты, и простые любопытствующие. И те, кто работает в области политрекламы.
Тем более, что до новых выборов в Госдуму осталось не так уж много времени.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ