Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

18.10.2010 | http://top.rbc.ru/pressconf/18/10/2010/482359.shtml
Защита мясной отрасли РФ от недобросовестной конкуренции Евросоюза.
Вступительное слово ведущего. Здравствуйте! Пресс-центр РБК начинает свою работу. Сегодня у нас в гостях первый заместитель руководителя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Федорович Лисовский. Тема нашей он-лайн пресс-конференции - "Защита мясной отрасли РФ от недобросовестной конкуренции Евросоюза". Сергей Федорович, пожалуйста, Вам слово. Вступительное слово С.Лисовского. Хочу отметить особо удивившие меня позиции из письма президента Франции Николя Саркози, которое он в начале октября 2010г. направил президенту России Дмитрию Медведеву. (В этом письме Н.Саркози заявляет, что РФ ставит в неблагоприятное положение французских сельхозпроизводителей – прим. РБК). Цитирую: "Поскольку ты сам возвел продовольственную безопасность в ранг национального приоритета РФ (хорошо, что он знает об этом), поскольку наши страны ведут переговоры о заключении партнерских соглашений в сфере сельского хозяйства, поскольку твоя страна хочет вступить в ВТО (это уже скрытая угроза) при полной нашей поддержке, сохранение этих мер (имеются в виду защитные меры, введенные в России) не соответствует уровню доверия, которым характеризуется наше экономическое и политическое сотрудничество". Во-вторых, президент Франции считает неоправданными меры, направленные против французских производителей, он подвергает сомнению научную обоснованность наших методик, с помощью которых мы проверяем их продукцию, и т.д. Еще он утверждает, что Россия применяет к ним требования, которые не предъявляет отечественным производителям. То есть все его письмо - это ложь. Начнем с конца. В России к отечественному продовольствию предъявляются даже более жесткие требования, чем к импортному. Не знаю, к сожалению или к счастью, но, тем не менее, так происходит. Российское продовольствие подвергается сквозной проверке, начиная с кормов, выращивания, убоя, до упаковки, отправки в розничные сети. В отношении импорта мы этого не делаем, к сожалению. Мы проверяем импортную продукцию, в лучшем случае на входе, и то выборочно, потому что мы не можем проверить весь объем продовольствия, который идет в страну. И вот Россельхознадзор решил все-таки проверить ряд предприятий. У нас 797 французских предприятий, которые поставляют на рынок России свой товар. Это при десяти российских предприятиях, открытых на Францию, из них только три – мясная группа. Так вот, 754 предприятия были включены в этот список под гарантии французского правительства. Российская сторона не проверяла эти предприятия и доверилась информации, которую предоставила ветеринарная служба Франции. Прошло определенное время, и у наших ветеринарных служб появились некоторые вопросы к предприятиям, которые были аккредитованы под гарантии французского правительства. Было предложено выборочно проверить 25 предприятий из этих 754. В итоге из 25 только 8 соответствовали тем показателям, которые гарантировало правительство Франции, то есть только одна треть. Две трети не соответствовали тем показателям, которое утвердило их правительство. Понятно, что когда тебя обманывают на две трети, то говорить о каком-то доверии просто неприлично. Причем, очень опасные вещи были обнаружены. По более чем 15 предприятиям из тех, которые не прошли проверку, было обнаружено наличие тетрациклиновой группы антибиотиков. Тетрациклиновая группа во всем мире уже не используется для лечения людей, она используется для лечения животных. К сожалению, в России до сих пор тетрациклиновая группа используется для лечения людей, и если человек потребляет пищу, в которой есть антибиотики тетрациклиновой группы, то возникает ситуация, когда то, что ему выписывают врачи, уже не может ему помочь. Соответственно, мы ставим под опасность вообще все здоровье нашей нации. Тетрациклиновая группа для лечения животных была запрещена еще в Советском Союзе в 1956г. Это не нововведение какое-то, а естественное желание правительства обезопасить наших граждан и сохранить лекарства, которые бы работали в случае заболевания людей. Там было еще много проблем, связанных с этим предприятием. Кстати, можете зайти на сайт Россельхознадзора, и там есть эта информация. Мы видим, что вместо того, чтобы Н.Саркози настучал по башке своим ветеринарам, которые обманули Россию, по сути, он пишет хамское письмо. Ну, о чем это говорит? Это говорит о неуважении к стране, то есть к нам относятся как к "банановой республике", которую можно пнуть ногой и грубым окриком заставить принимать то, что самим негоже. Меня вообще удивляет позиция нашего МИДа, который никак не отреагировал на эту хамскую выходку. А ведь продовольствие во всем мире стоит во главе любой национальной политики. Посмотрите, куда бы не приезжал наш президент, первые вопросы и претензии к нему предъявляют: "Почему не пускаете наше продовольствие?" Вспомните, как финский президент стал претензии предъявлять. Хотя претензии наших служб были обоснованы. Вспомните Барака Обаму, который с пресловутых "ножек Буша" начинал разговоры. Тот же Н.Саркози, и так далее. Все очень внимательно относятся к собственному продовольствию и особенно его продвижению на другие рынки. К сожалению, наш МИД никак не реагирует на эти хамские выходки, и никто не защищает нашего сельхозпроизводителя, и, соответственно, нас с вами тоже никто не защищает. Это первое. Второе, о чем бы я хотел сказать, это о проблемах ВТО. Помните, здесь Н.Саркози намекнул нашему президенту, что если он будет так внимательно относиться и изучать их продовольствие, то Франция не будет поддерживать вступление России в ВТО. К чему может привести наше стремление в ВТО, если взять сельское хозяйство? Это уже тема многих лет обсуждения. Но вот, что меня сейчас особенно пугает: вроде бы уже мы вышли на финишную прямую, вроде бы уже надо вступать в ВТО. Все осознают, что в случае вступления в ВТО, если наша поддержка села будет на сегодняшнем уровне, соответственно, сельхозпродукции в России не будет. Что происходит? Наш министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявляет при переговорах о вступлении ВТО, что мы обязуемся до 2017г. сокращать поддержку, что вот мы сейчас декларируем 9 млрд долл. прямую поддержку села, и мы должны ее сократить до 4 млрд долл. к 2017г. Вступительное слово С.Лисовского (продолжение). Вроде бы слова звучат. Но что происходит на самом деле? Наш комитет получил бюджет на 2011-2012гг. Мы там видим, что вместо тех 9 млрд долл. на 2010г., о которых говорит Е.Скрынник, там 125 млрд руб. Эта цифра более чем в два раза ниже, чем та, что нужна для развития нашего села, даже с позиций западных переговорщиков по ВТО. В 2011г. мы видим 120 млрд руб. и 117 млрд руб. – в 2012г. Мы не только не доводим поддержку до 9 млрд долл., но мы ее снижаем, притом очень существенно. Даже если поверить в те показатели инфляции, которые озвучивает наше Министерство экономического развития, то у нас идет снижение поддержки села в среднем на 10%. Понятно, что если мы с таким бюджетом вступим в ВТО, то про село просто можно забыть. Есть еще одна проблема, которую никто не ждал, а она пришла. Это Таможенный союз. Если мы объединяем границы в единое таможенное пространство, значит, уровень поддержки любой отрасли экономики страны, входящей в Таможенный союз, должен быть одинаковый. Иначе будет неравноправная конкуренция. Что мы имеем? Уровень поддержки села в Казахстане - более 10% расходной части бюджета, в Белоруссии - более 20% расходной части бюджета. В России на сегодняшний день этот показатель составляет 1,3%. При таком соотношении поддержки сельхозпроизводителей мы опять же должны забыть про собственное производство. Здесь появляется еще один интересный момент, опять же вытекающий из письма Н.Саркози. Я уже говорил, что на аккредитованные почти 800 предприятий приходится всего 10 российских, из них только три мясных. А если взять весь Евросоюз, то у нас на аккредитованные 4,5 тыс. европейских предприятий приходится 12 российских компаний. Надо понимать, что, к сожалению, это не технология, не объективные причины, а чистая политика, чистый протекционизм. Я лично знаю несколько российских предприятий, которые пытались получить аккредитацию на Евросоюз. Это достаточно тяжелая процедура, не то что у нас: один раз ветеринары съездили, и все. Евросоюз мучил наши предприятия полтора года, на каждом предприятии было порядка 5-6 комиссий. На одном из крупных предприятий последняя претензия состояла в неподходящем цвете забора. Его перекрасили. Когда члены Еврокомиссии приехали еще раз, им показали этот перекрашенный забор. Европейцы сказали, что их все устраивает, даже дали письменный акт. Но прошел уже год, ни одно из этих предприятий на Евросоюз так и не вышло. Когда в ходе "Зеленой недели" наш крупный правительственный чиновник по просьбе отечественных производителей спросил у председателя этой комиссии, в чем дело, тот ему ответил: "Если я открою российскому мясу доступ в Европу, меня уволят". Вот и все. Соответственно, никакой реакции со стороны нашего правительства не последовало. Я написал несколько писем во все наши инстанции – в Минпромторг (Виктору Христенко), Минэкономразвития (Эльвире Набиуллиной) по этому поводу. Мне было сказано: "Мы ведем переговоры, надо пытаться…". В общем, одни слова, никакого действия. А Минэкономразвития вообще смешно ответило: "Видимо, наши предприятия не могут удовлетворить требования европейских ветеринарных служб, и поэтому, по-видимому, их не аккредитовывают". Хотя я приложил ко всем этим письмам документы, которые говорят об обратном. Более того, МЭР РФ, видимо, не знает, что наши предприятия добровольно перешли на эту пресловутую систему ХАСП (HACCP, Hazard Analysis and Critical Control Points, система управления безопасностью пищевых продуктов) – это система учета рисков и контрольных точек при производстве продовольствия. Могу вам сказать, что это только Европа работает по ней с 1990-х годов, а в Советском Союзе эта система работала с начала 1960-х годов. Но, тем не менее, помимо российской системы контроля мы перешли еще и на европейскую систему контроля. Однако российских производителей все равно в Европу не пускают, и ни одно из наших ведомств не хочет ничего делать. Более того, опять вернемся к нашему любимому Н.Саркози. Что делает Европа? Когда у них кризис и перепроизводство продовольствия, снизилось потребление внутри страны, надо как-то спасать своих сельхозпроизводителей, они вводят экспортную субсидию на Россию. То есть любой производитель из Евросоюза, который, например, экспортировал птицу в Россию, получает на 100 кг экспортной продукции 32,5 евро субсидии. Это очень существенная субсидия в России. Практически она полностью делает неконкурентоспособным по цене наше российское мясо. Соответственно, я опять же пишу письмо во все наши ведомства. Половина ведомств говорят, что это не наша проблема, потом все-таки вроде бы нашли, что у нас за это отвечает МЭР РФ. И Минэкономразвития мне пишет: "Да, такая проблема есть, но надо еще доказать, что экспортная субсидия вредит нашему производителю, хотя это и так всем понятно, и еще в ВТО экспортная субсидия запрещена в принципе как порождающая неравноправную конкуренцию. Это прописано везде. Но, тем не менее, Минэкономразвития еще не знает, вредит или не вредит нашей отрасли, но при этом оно говорит: "Но даже если это и вредит, мы не знаем, кто у нас вообще сейчас должен заниматься защитными мерами наших российских производителей, потому что создан Таможенный союз, и орган, который за это отвечает, пока не определен". Понимаете, как весело. Кто-то из чиновников в свое время не почесался и не подумал о создании такой структуры, которая занимается защитными мерами рынка, в результате весь наш российский рынок продовольствия вообще не защищен никак на сегодняшний момент, я уж не говорю, что юридически, а и фактически, вообще никак. При этом надо понимать, что помимо вот таких юридических моментов, Таможенный союз привел к тому, что к нам хлынул огромный поток контрабанды из Белоруссии и Казахстана, который наши таможенники уже не могут контролировать. Из Казахстана к нам идет мясная китайская продукция, которая была запрещена к ввозу в Россию в связи с серьезными ветеринарными проблемами в Китае. И казахстанские пограничники и таможенники, прямо скажем, не могут наладить порядок в этом. Да плюс еще монгольское мясо, которое тоже очень опасно. Вы помните вспышки ящура и сибирской язвы, которые были несколько лет назад в этой стране. Из Белоруссии идет европейская мясная продукция, которая собирается со всей Европы, формируется в партии в прибалтийских странах и в Польше и через Белоруссию идет уже, как ни странно, как белорусская продукция. Плюс мы еще при этом открыли украинскую границу в связи с потеплением отношений с этой страной. На сегодняшний день российские производители подвергаются атаке как официальной (то, что у нас нет защитного органа, который мог бы нас защищать в правовом поле), так и контрабандной, потому что с введением Таможенного союза и несоблюдением нашими "партнерами" правил таможенного контроля увеличивается рост контрабанды. Понятно, что это сильно будет сказываться на рынке, на позиции наших производителей. Не знаю, как вы, но я лично, к сожалению, не слышал от наших министров, даже от министра сельского хозяйства, которая, вроде бы, должна нас защищать, каких-либо тревог по этим вопросам. Хотя они всем известны, ничего нового я не говорю. Не понятно, кто у нас этим занимается, кто занимается защитой села. Минпромторг у нас защищает торговлю, МЭР думает только о вступлении в ВТО, а Минсельхоз превратился в структуру, которая все согласовывает. Я как член комитета СФ по продовольственной политике часто прихожу на многие совещания, где обсуждаются болевые проблемы, смежные проблемы, и когда я начинаю спорить с представителями Минпромторга или МЭРа, те, улыбаясь, говорят: "Что вы тут спорите, когда ваше профильное министерство нам все согласовало". И показывают документы, которые мы никогда не видели. И представитель Минсельхоза, уже много раз так было, начинает уходить от ответа: "Да это было, но не совсем так, мы не это имели в виду". При этом нам зачитывают формулировки, которые очень четко определяют, что Минсельхоз практически уступает все позиции. Он не выступает как защитник своей отрасли. В результате у нашего сельского хозяйства на сегодняшний день нет защитника, за исключением первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, который тянет эту ношу, хотя у него еще много направлений, за которые он отвечает. Я предполагаю, что мы будем иметь очень большие проблемы с продовольствием. Не понятно, как и какими силами будет выполняться государственная программа безопасности продовольствия, о которой упомянул Н.Саркози, которая была установлена нашим президентом весной этого года. Вопрос от РБК: Насколько нам известно, вы готовите письмо от имени Совета Федерации на имя В.Зубкова. О чем это письмо, чего стоит ожидать? С.Лисовский: У нас писем много, мы много раз писали В.Зубкову и об этих непонятных нам экспортных субсидиях, и о стоимости удобрений. Но сейчас вы, наверное, имеете в виду письмо по бюджету. У нас еще одна проблема с бюджетом, потому что из этих 120 млрд руб., которые выделят селу, 80 млрд руб. – это субсидирование процентной ставки. Вы понимаете, что всего 62% бюджета идет на субсидированные ставки. На практические программы поддержания плодородия, семеноводства, социального развития села остается менее 40%. Если посмотреть, что же там остается на каждую из программ, например, если взять развитие сельских дорог, то там на область останется по одному километру дорог из тех денег, которые из бюджета будут выделяться. Это просто смешно. Что такое субсидирование процентной ставки? Когда А.Кудрин выступает, он все время нам об этом говорит как чуть ли не о своей заслуге. Но ведь это же А.Кудрин сделал у нас такие дорогие деньги. И когда наступил кризис, все страны опустили свои ставки до нуля, а у нас они взлетели до 23%. Видимо, поэтому он лучший министр, хотя я не знаю, где он лучший министр. Мне кажется, что это похоже на то, как если бы Адольф Гитлер наградил Георгия Жукова за успешное ведение боевых операций. Это примерно то же самое, когда МВФ награждает нашего А.Кудрина медалькой. Мы знаем, для чего был создан МВФ, и он явно не друг наш, скажем так. Это фонд, который был создан для продвижения финансовой политики Соединенных Штатов америки, и США им и рулят. Когда он награждает нашего министра медалькой, то понятно, чьи интересы защищал наш министр. У нас сейчас Минфин делает дорогие деньги, потом субсидирует эту ставку. От этой субсидии нашим аграриям ни горячо ни холодно, они все отдают банкам, банки прекрасно зарабатывают, а при этом наше село все равно находится в худшем положении по отношению вообще ко всем сельхозпроизводителям, потому что во всех странах мира, даже развивающихся, проценты по кредиту своим производителям составляют ноль. Поэтому радоваться тому, что у нас такие деньги идут на субсидирование ставки, надо банкирам, а не сельхозпроизводителям. И при этом каждый год тот процент, который съедает субсидирование ставки, все время растет в бюджете селу. По сути, надо понимать, что мы не поддерживаем село в этих 80 млрд руб., которые отдаем на субсидирование, а мы поддерживаем банки. Поэтому наше продолжение такое – исключить программу субсидирования процентной ставки из программы развития села, оставить, естественно, цифры, которые есть в бюджете. А программу субсидирования процентной ставки вывести в отдельную программу, потому что наши крестьяне не виноваты в том, что Минфин РФ делает деньги в стране такими дорогими. Если так пойдет дальше, то через три года весь бюджет поддержки села будет состоять только в субсидировании ставки, на что у села денег не хватит. Либо пусть тогда крестьян кредитуют не банки, которые прекрасно зарабатывают, получая эту ставку, а ЦБ кредитует наших сельхозпроизводителей по нулевой ставке. Не надо нам никакой ставки. Мы просто будем получать нормально деньги, также как и в Евросоюзе, также как эти деньги получает американский фермер и так далее. Тогда посмотрим, кто из нас выиграет. Вопрос: Какие конкретно решения от правительства в отношении поддержки отечественных производителей мяса вы ждете? Какие нужны законодательные акты или действия на уровне международных переговоров, включая переговоры по ВТО? С.Лисовский: Во-первых, Таможенный союз. Даже трудно определить нормальным словом, как быстро должно произойти это мгновенное уравнивание объемов поддержки села у членов Таможенного союза – либо Казахстан и Белоруссия опустятся до нашего уровня, либо мы должны подняться до их уровня. Второе – при вступлении в ВТО мы должны уровнять нашу поддержку селу в основных странах–конкурентах. Это Европа, США и Южная Америка. И это тоже должно произойти, иначе о какой конкуренции можно говорить. При этом не надо забывать, и это нормально, и это признают все страны, например, та же Европа, которая пытается быть очень равноправной, позволяет, например, Финляндии национальную поддержку села в 4 раза больше, чем другим странам, потому что понимает, что в Финляндии очень суровые климатические условия. Все признают, но почему-то не признают то же в России. Если взять Россию, то надо понимать, что вся территория России находится в самом невыгодном месте в плане климатических условий по отношению к другим сельхозпроизводящим странам. Это и средняя температура, и показатели осадков, то есть по всем показателям мы находимся в наихудшей ситуации. Но при этом нам предлагают наименьшую поддержку нашего села, то есть практически низвели ее до нуля, если учесть еще это субсидирование ставки, то практически надо понимать, что у нас ноль поддержка села. При этом надо понимать, что субсидирование ставки реально ставку-то до нуля не опускает. Мы смотрели, что эффективная ставка при субсидировании для животноводства составляет 6-7%, даже при субсидировании. Там все время ссылаются на наш Минфин и инфляцию, а реально у нас не 8%, а 12-15%. Кстати, если брать Европу, то не только нам Минфин с инфляцией лукавит. В Европе реально инфляция составляет 5-6%, а не 2,5-3%, как говорят. Но это почему-то финансисты так скромничают. Инфляция никак не компенсирует рост затрат на сельхозпроизводителей, потому что в среднем цена продовольствия в России растет. Если взять мясную группу – это 3-4%. Если рост оптовой цены на мясо у нас соответствовал хотя бы официальной инфляции, то было бы полегче. А так как у нас реальная инфляция выше, чем динамика роста оптовых цен на мясо, соответственно, все опять ложиться на производство. В мясном производстве уже несколько лет происходит постоянное накопление убытков. Сельхозпредприятия вынуждены покрывать постоянные убытки по году увеличением оборотных кредитов. По ряду причин об этом никто не говорит. В кредитных договорах практически со всеми банками есть пункт, что в случае ухудшения финансовой ситуации банк имеет право мгновенно затребовать возврат кредита. Понятно, что это остановка и банкротство предприятия, поэтому компании вынуждены скрывать реальный убыток. Но если посмотреть объем оборотных кредитов, то вы увидите, что он постоянно растет при сохранении объема производства. Это говорит о том, что за счет оборотных кредитов компания покрывает накопленные убытки. Как я уже говорил, это появляется из-за того, что рост цен на мясо не успевает за инфляцией, из-за дороговизны кредитов и роста цен на энергоносители. Меня вообще удивляет, когда Минфин говорит об инфляции и при этом спокойно смотрит на рост энерготарифов, потому что они заложены в себестоимости любого товара, особенно в сельхозпродукции. Если мы позволяем энерготарифам расти в совокупности на 25-30%, надо понимать, что минимум 10% от продовольственной инфляции должны составлять только энерготарифы. Н.Геращенко (РБК): Ваше предложение пересмотреть торговую политику в отношении Евросоюза будет сформулировано от Совета Федерации и будет касаться только животноводства или поставок российского молока и зерна тоже? С.Лисовский: Понятно, что когда мы говорим о неравноправной позиции в отношении импорта и экспорта российских производителей, то мы будем говорить обо всех группах товаров. Просто мясная группа наиболее сейчас развита у нас, мы реально можем экспортировать сейчас и мясо птицы, и свинину, и молоко, поэтому в основном они и звучат. По молочной продукции понятно, что Европа сделает все, для того чтобы нас туда не пустить. Понятно, что у них собственное перепроизводство молока, и они найдут причины, как не пустить нас. Вопрос даже не в том, придем мы с молоком в Европу или нет. Вопрос в том, что я не слышу от наших чиновников требований, чтобы Европа была так же открыта, как сейчас открыт российский продовольственный рынок. Меня пугает, потому что мы даже не начали движения в этом направлении. Вот что страшно-то. А письмо, понятно, что пишу его я как член Совета Федерации, и сейчас мы обсуждаем это письмо в комитете, будет ли это письмо от комитета. Здесь надо понимать, что, к сожалению, наше письмо с предложением не поддерживать бюджет 2011-2013гг. на словах многие члены СФ поддерживают, но формально многие опасаются подписывать. Мы уже приходим к тому, что вроде бы понятную ситуацию люди бояться озвучивать. Причем мы даже поддерживаем не весь бюджет, хотя по нему вопросов тоже немало, а мы как комитет по продовольственной политике не поддерживаем его в отношении к селу. Но, тем не менее, к сожалению, этот скромный документ идет с большим трудом у нас в СФ. Но я надеюсь, что члены комитета проявят волю и выскажут ее уже официально, а не только в частных беседах. Вопрос: Сколько российских предприятий, по Вашим оценкам, готовы поставлять свою мясную продукцию в Евросоюз? На сколько их число больше аккредитованных для поставок? С.Лисовский: Я думаю, более 200 российских предприятий могут поставлять мясную продукцию в ЕС. Если говорить не о количестве предприятий, а об объеме выпускаемой продукции, то, например, в птицеводстве более 70% российских предприятий могут поставлять продукцию в Европу. То же самое можно сказать более чем о 60% свиноводческих предприятий. Понятно, что это число должно быть в сотни раз выше, чем то, что мы сейчас имеем. Кстати, хочу еще добавить о Н.Саркози. Вы понимаете, почему тетрациклиновая группа, вообще антибиотики звучат в претензиях Россельхознадзора? Европа об этом не говорит, но это факт, известный всем специалистам. Европа сейчас очень сильно заражена, там такое скопление животноводческих производств, которое природа просто уже не выдерживает. И если они не будут кормить своих животных антибиотиками с самого рождения, то просто они там все погибнут. Вот об этом Европа молчит. И в этом суть проблемы с поставками мяса из Европы в Россию – они не могут выращивать своих животных без антибиотиков, мы можем, а они – нет. Поэтому они требуют от нас, чтобы мы эти показатели убрали. Я уже говорил, если мы их исключим, то нам нечем будет лечить наше население. Даже если бы мы лечили следующим поколением антибиотиков, не тетрациклиновой группой, то такое потребление антибиотиков в мясе приводит к очень серьезному снижению иммунитета, и это выражается уже в совсем других заболеваниях. Но Европа не хочет сознаться, что она перенасыщена собственным животноводством, и она вынуждена будет вынести эти производства в другие страны. Было бы логично перенести все это в Россию. Но, к сожалению, практически европейские сельхозпредприниматели не инвестируют в Россию. Я вижу в этом политику. Они не хотят развития нашего производства. Американцы, понимая, что у них тоже перенасыщение, давно уже перенесли часть своих производств в Бразилию и другие страны Южной Америки. Европе было бы логично перенести часть своего производства в РФ, но они этого не делают. Опять же я не вижу от наших чиновников никаких шагов в этом направлении. Призывы к инвестициям, конечно, есть, но все они очень общие, неконкретные, даже те инвестиции, которые мы назвали. Производитель сельхозтехники John Deere построил завод, презентовал его. Но что это такое? По сути, склад готовой продукции, чтобы обходить наши пошлины. Там не то что цех по сборке техники не разместишь, там весь склад нормально не разместишь, столько они поставляют. Это же обман опять, это не инвестиции, а площадка для прыжка, для захвата нашего рынка сельхозтехники. Кому от этого хорошо? Уж точно не России. Так мы еще и пошлины теряем.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ