Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

16.03.2009 | Журнал «Деньги» № 10(715) от 16.03.2009
Чего ждать от российского агропрома?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Лисовский, заместитель председателя комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу:

— Чтобы у российского аграрного комплекса были перспективы, должна быть сохранена существующая таможенно-тарифная политика. То есть квоты на поставки импортного продовольствия. Сейчас идет инициированная финансовым блоком правительства дискуссия об их отмене с целью снижения розничных цен. Однако это принесет лишь временное облегчение. Опыт показывает, что производители импортного продовольствия имеют обыкновение поднимать цены при увеличении объема закупок. Особенно когда чувствуют, что их товар заменить нечем, потому что собственное производство из-за отмены квот находится в критической ситуации.

Не следует думать, что я призываю к каким-то запретам. Надо делать лишь то, что делают другие производители. А они национальному производству агрессивно помогают. Например, четыре года назад в Евросоюзе были отменены экспортные субсидии. Тогда это преподносилось как большая победа идей открытости рынков. С марта 2008 года они возвращены. В реальности это означает, что с каждого килограмма мяса, поставленного на экспорт, европейский производитель получает 30 евроцентов в течение недели. Это при цене европейского мяса €3 за кило. Или такой факт: в Европе цена на топливо для аграриев на 50% меньше среднерыночной (программа "Агродизель"). В России же компенсацию аграриям роста цен на топливо в 2008 году наконец-то заложили в бюджет. Только вот денег этих пока никто не видел — по этой статье бюджет не исполнен.

Следует понять, что дешевого продовольствия не будет. Есть понятие "справедливая цена на продовольствие", и она будет только расти. Российское государство должно определиться, кому оно будет помогать — производителям или населению. В Европе, например, используют обе модели. В России — толком ни одной. Потому и цены растут столь резко.

Татьяна Бобровская, аналитик ФГ БКС:

— Большое количество дефолтов по облигациям среди эмитентов агропромышленного сектора объясняется, во-первых, тем, что в надежде на то, что в будущем рефинансировать долги будет так же легко, как и в 2007—начале 2008 года, ряд компаний позволили себе увеличить уровень долговой нагрузки до критических уровней. С наступлением кризиса ликвидности отказов в рефинансировании для агрокомпаний стало больше. Ведь риски стабильности денежных потоков в сельском хозяйстве всегда считались высокими, поскольку они зависят от нерегулируемых факторов — погоды, урожайности, динамики. Во-вторых, во второй половине 2008 года из-за сокращения потребления у агрокомпаний снизились объемы доходов.

В итоге, несмотря на то что цены на продовольствие растут, рентабельность большинства агрокомпаний снижается. Производители вынуждены повышать цены в связи с ростом затрат. Тарифы на электроэнергию в этом году выросли в среднем на 18%. Стоимость перевозок по РЖД возросла более чем на 12%. Девальвация рубля также является фактором роста цен — часть сырья и техники закупалась за границей. Возросла и стоимость кредитных ресурсов — ставки по ним поднялись с 11-15% до 18-25% годовых. По нашим прогнозам, рост цен на продукты питания превысит инфляцию. В зависимости от сегмента прирост составит в среднем 18-20%. Но несмотря на рост цен, в 2009 году большинство игроков сектора покажут снижение рентабельности, а ряд компаний даже чистые убытки.

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ