-Америке надо опять дестабилизировать мировую ситуацию, чтобы опять возникла где-то война, чтобы они опять этим воспользовались.
Закон, которого нет
Все торговцы в России всегда жировали, накручивая цены по принципу «сколько мне не хватает до покупки острова». Но в период кризиса само собой разумеющимся кажется снижение таких оборотов. Не тут-то было: некоторые заигрались до такой степени, что готовы оставить страну даже без самого необходимого — хлеба. Ещё в 2006 г. Владимир Путин дал поручение чиновникам защитить отечественных производителей от неправомерных действий торговых сетей. А в конце прошлого года и Дмитрий Медведев обратил внимание на эту же проблему. Однако указы руководителей страны до сих пор игнорируются. По словам Виктора Звагельского, члена Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству, состояние продовольственной безопасности РФ вызывает серьёзные опасения — «высокая импортная зависимость страны может спровоцировать продовольственный кризис. В 2007 г. Россия импортировала сельхозсырьё и продовольствие на 27,6 млрд. долл. В 2008 г. этот показатель достиг 36 млрд. долл. На закупку продовольствия наша страна тратит ежегодно до 16 млрд. долл., а на поддержку собственного агрокомплекса — всего лишь около 2 млрд. долл. В целом по стране импорт продовольствия составляет порядка 40%, тогда как порог продовольственной безопасности (принятый во всём мире. — Ред.) — 20%». Поэтому стране нужен закон о торговле, который согласно мировой практике защитил бы отечественного производителя от монопольных накруток, а покупателей — от зашкаливающих цен. Но такого закона до сих пор нет. Зато существует вариант законопроекта о торговле Минпромторга, который больше похож на декларацию. — Считаю, этот текст в отличие от текстов давно действующих законов во всех развитых странах игнорирует интересы потребителей, которых он на самом деле должен защищать, — рассказал «АиФ» Сергей Лисовский, зам-председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике. — Он делает наших аграрников дойной коровой для торговых сетевиков, зато для некачественного продовольственного импорта сохраняет привилегированное положение. В результате путь здоровой отечественной продукции от поля до стола превращается в непреодолимое препятствие. По существу этот законопроект — вода на мельницу текущего экономического кризиса, больно бьющего по населению, делающего продовольствие для него всё более недоступным. На вопрос, когда может быть принят закон о торговле, глава Минпромторга Виктор Христенко недавно ответил, что к этому закону придём к концу этого года, если вообще придём. — У нас в рамках законодательства есть возможность вводить соответствующее регулирование, но, думаю, это приведёт скорее к дефициту продуктов. Во как! Регулировать, значит, можем, но только в сторону дефицита. А нормальный, бездефицитный, закон, получается, может и подождать? — Перенос рассмотрения закона на конец этого года грозит массовыми банкротствами сельхозпроизводителей, а значит, откатом страны к началу 90-х годов и, соответственно, прогнозируемым ростом социальной напряжённости, — предупреждает С. Лисовский.Колбаса с рисками
Вряд ли кто-то из вас догадывается, что ест колбасу, напичканную затратами на открытие/реконструкцию магазинов, компенсацией упущенной прибыли, платой за выставление товаров на продажу, бонусом за аренду прикассовой зоны, платой за риск воровства в магазинах и т. д. А именно эти и подобные им затраты по продаже перекладываются на производителей, которые волей-неволей вынуждены распределять их по стоимости своего ассортимента. В результате в 1 кг сосисок за 187 руб. (по этой цене они отдают их в магазин) уже заложен 41 руб. — доход торговцев. К этому продавцы делают ещё накрутку, и получается 267 руб. В распоряжении «АиФ» оказались документы с перечислением обязательных условий, на которых некоторые крупные торговые сети предлагают поставщикам заключить договор. После всех заявленных выплат и бонусов выходит, что производитель отдаёт свою продукцию магазинам на 12-15% дешевле заявленной отпускной цены. При этом для покупателя продукты дешевле не становятся. Кроме того, за недопоставку продукции в магазины для поставщиков предусмотрены штрафы, но если у одних они максимум 5%, то у других — аж до 50%. В то же время для себя некоторые крупные магазины прописывают возможность отсрочки платежа до 35 календарных дней. Получается: хочешь — рискуй деньгами, а не хочешь — продукцией: молоко скиснет, а хлеб заплесневеет за это время. На достаточно жёстких условиях сети сотрудничали с поставщиками и раньше. Но в этом году требования стали просто невыносимыми. Так, крупнейшая иностранная торговая сеть, работающая в России, в 2008 г. за ввод новой единицы товара в магазин брала всего лишь 1,5 тыс. руб. В 2009 г. эта услуга выросла в 20 (!) раз. Кстати, поставщики продуктов питания из-за рубежа практически не платят бонусы этой компании — идут навстречу друг другу. В России на своего производителя, судя по всему, наплевать.Что мясокомбинаты закладывают в цену колбасы?
• Сырье и материалы — 50-55%
• Издержки (в основном выплата торговле) — 20-25%
• Чистая прибыль — 10% (в среднем)
• Налоги и прочие расходы — 5-10%
• Зарплата — 7-10%
По данным ИКАР, ФИНАМ
Мнения производителей продуктов питания
Вадим Дымов, производитель колбасы:
— В США, Европе законы, регулирующие отношения производителей и продавцов, жёсткие. За обман потребителя, уход от налогов, лоббирование интересов можно и за решётку попасть. На нашем потребительском рынке тоже нужны правила как для производителей, так и для продавцов. Но государство устранилось от решения проблемы. А сетевики не хотят этого делать — ушли в глухую оборону. Это тормозит принятие цивилизованного закона о торговле. А если его до конца года не принять, то цены вырастут ещё больше и пострадает прежде всего покупатель.Владимир Маркин, производитель чая:
— Сейчас есть дисбаланс между федеральными и небольшими региональными сетями. Первым помогает государство, поэтому они оказались в более выгодном положении. Но злоупотребляют им — буквально душат отечественных производителей: выставляют ретробонус (скидка на общую стоимость продукции, поставленной за месяц) в 20%, что пожирает всю прибыль, которую производитель планировал получить. Таким образом его заставляют снижать себестоимость продукции. Но я, к примеру, могу это сделать лишь одним способом — втюхивать вместо чая солому. Но делать этого не буду никогда, поэтому и не сотрудничаю с крупными сетевиками, а продаю продукцию в регионах. Но там магазины сейчас в очень сложном положении. Федеральные сети, которые поддержало государство, грозятся их «сожрать». А в проекте закона о торговле присутствие крупных федеральных сетей в регионах ограничивается.