Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

21.11.2007 | Московский Комсомолец в Туле
Сенатор Сергей Лисовский: «У меня нет приличных слов для принятого бюджета»
Одно из знаковых политико-экономических событий прошедшего лета было, безусловно, принятие бюджета на 2008-2010 годы. В средствах массовой информации оно подавалось в основном в положительных тонах, чуть ли не как прорыв: мол, впервые был разработан трехлетний бюджет, причем в кратчайшие сроки, впервые предусматриваются нераспределенные расходы (то есть заложен некий резерв для маневра), впервые доходы делятся на нефтегазовые и ненефтегазовые… И вообще, наконец-то мы задумались о том, чтобы наша экономика не только была завязана на добыче природных ископаемых, но и стала инновационной, способной составить серьезную конкуренцию на мировом рынке. Но все ли столь благостно на самом деле? С этим вопросом мы обратились к члену Совета Федерации, заместителю председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Сергею Лисовскому.

- Министр финансов назвал этот бюджет «бюджетом стабильности». Да, слово «стабильность» у нас любят. Особенно чиновники. Хотя стабильность в обществе – это не их заслуга, это время сейчас такое. Но… не стоит забывать, что и перед грозой бывает затишье. И если к грозе не подготовиться, то результаты стихии могут быть весьма печальными.
А уж если употреблять слово «стабильность» к нынешнему бюджету, то это бюджет стабильного пренебрежения интересами народа и страны, стабильного пренебрежения рекомендациями Совета Федерации. На протяжении всего года при обсуждении бюджета мы давали много предложений по его формированию. Принимали различные решения, скажем, что расходы на субсидирование сельского хозяйства должны быть через три года не менее 5 процентов расходной части бюджета. Это не выполнено и даже не обсуждалось. Да что тут говорить, если из принятых в Думе более 100 поправок, нашей оказалось лишь одна! Но дело даже не в количестве принятых поправок. Бюджет по-прежнему непрозрачен. Один лишь пример. Мы для сельского хозяйства с кровью бьемся за каждый миллиард, а здесь на какую-то не понятную еще нанокорпорацию выделяют аж 130 миллиардов. Причем будет создан непонятный совет директоров, который станет распределять деньги непонятно кому. И т.д. и т.п.
Плюс ко всему этот бюджет подлежит корректировке. Об этом сам Кудрин говорит. Вот сейчас мы его приняли на три года. Но, по сути, это годовой бюджет с некоторой перспективой на два последующих года. Замечу, что объем корректировки порядка 20%, но у нас раньше, когда принимались годовые бюджеты, изменения как раз и не превышали этот уровень. Так что ничего нового в принятом бюджете нет. Разве что «сдали» его раньше, чем обычно, по срокам. Но эта новизна тоже весьма проблематичная. Как говорится, семь раз отмерь – один раз отрежь. Может быть, стоило более тщательно все проработать и спокойно принять бюджет осенью.
В общем, бюджет, как всегда, никакой. Что особенно тревожит – социальные статьи плохо защищены. Я считаю, что вполне можно было бы выделить больше денег на те же дороги. Мы все время говорим об экономическом развитии страны, а как это можно сделать без развития дорожной сети? С нашими-то территориями! А на дороги выделены копейки. Копейки в буквальном смысле отводятся и на социальную инфраструктуру села. А ведь мы хотим, чтобы у нас на селе оставался народ. Ладно, о стариках мало думаем, но тем и некуда из села деваться. Но разве молодежь в сельской местности останется, если там не будут созданы нормальные условия, хотя бы приблизительно равные городским? В социальном и культурном смысле.
А что касается регионов, то тут мало сказать - были споры. Совет Федерации ругался с Минфином, который жонглировал цифрами, все время доказывал, что регионам больше достанется. В то же время наш бюджетный комитет выступил и сказал: да, дали, но больше отняли. Знаете, очень занятно, что даже те, кто высоко оценивал новый бюджет, называя его лучшим из всех принятых когда-либо в России и ничуть не хуже какого-нибудь европейского, не могли не отметить явные изъяны, причем системного характера. Межбюджетные отношения по-прежнему основываются не на укреплении собственной налоговой базы регионов, а на увеличении их зависимости от федерального центра. Увеличение дотаций по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Федерации ведет к возрастанию количества дотационных регионов, а это не может способствовать улучшению эффективности использования бюджетных средств на местах (регионы-«доноры» теряют стимулы для наращивания собственной налоговой базы). Закрепленные за муниципалитетами доходы по большей части не связаны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на их территории. Остаются вопросы и по местному самоуправлению, и по конкурсу на выборы управляющих компаний, и по границам муниципальных образований, и по подготовке к введению весьма затратного налога на недвижимость, и по закону о содействии реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Понимаете, что получилось. Регионам передали ряд полномочий, а рычагами, деньгами на их реализацию не обеспечили. То есть многие, особенно дотационные, субъекты Федерации будут испытывать большие проблемы с финансированием. Иными словами, по сути, региональные бюджеты оказались уменьшенными.
И в то же время формируем Стабилизационный фонд, в котором фактически съедаются деньги, полученные за счет использования наших природных богатств, которые мы продаем. Эти деньги практически сжигаются. У нас создаются инвестиционные фонды, венчурные, а это прямой путь к коррупции. Когда 10-20 человек распределяют огромные бюджетные деньги, то это всегда заканчивается финансовыми махинациями. Подобные вещи мы наблюдаем даже в демократически развитых европейских странах, а что уж тут говорить о нашей полуазиатской стране. Что возмутительно: выделяются огромные деньги на какие-то непонятные фонды, а когда говорим о реальных затратах на социальную сферу, на сельское хозяйство, дорожное строительство, то речь идет не просто о меньших, а несопоставимо меньших суммах. Да еще к тому же расписанных по 100-200 статьям. И в результате – копейки.
Честно говоря, у меня нет приличных слов для нынешнего бюджета. Но это, правда, не мешает мне мечтать. Так вот, у меня есть мечта, что когда-нибудь наше сельское население, те люди, которые создают, сохраняют территориальную целостность нашей страны, перестанут быть людьми второго сорта в России. У меня есть мечта, что, рассматривая бюджет, мы не будем смотреть на эти цифры, которыми манипулирует Минфин, а будем смотреть на суть этого бюджета, как он защищает интересы нашей страны и наших регионов, которые мы с вами представляем. У меня есть мечта, что, голосуя (может быть, через год, через два, но, я думаю, эта мечта осуществится), мы отклоним наконец-таки бюджет, который не защищает интересы нашей страны. У меня есть мечта, что деньги мы не будем стерилизовать в неизвестных фондах, а пустим на то, что необходимо для нашей страны.
Справка «МК в Туле»
"...Главный финансовый документ Тульской области на 2008 год будет по-прежнему бюджетом развития, направленным на решение, в первую очередь, социальных проблем, повышение качества жизни туляков». Об этом было заявлено 6 сентября на совместном заседании администрации Тульской области, руководителей исполнительных органов власти и Совета Тульской областной Думы. Как сообщили в пресс-службе обладминистрации, на заседании обсуждались первоочередные задачи законотворческой деятельности на период осенней сессии областной Думы. Среди обсуждаемых вопросов было формирование бюджета Тульской области на 2008 год. Участники встречи говорили и о совершенствовании региональной законодательной базы для дальнейшего развития экономики Тульской области.
Отметим, что в прошлом году первые "наметочные" цифры нового бюджета огласили к 20-м числам сентября. А окончательно закон о бюджете области приняли 20 декабря. Чего ожидать в этом году – пока неясно.

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ