Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

05.06.2007 | Московский Комсомолец в Туле
Сенатор СЕРГЕЙ ЛИСОВСКИЙ: Я не хочу, чтобы мне приставили нож к горлу
Буквально на днях поляки из-за проблем с поставками  мяса в Россию заявили, что готовы заблокировать наше вступление во Всемирную торговую организацию. Им вторят, подливая масло в огонь, и грузины, требующие допуска своих пограничников и таможенников на границу РФ с Абхазией и Южной Осетией. Спрашивается, что же нам по этому поводу делать – огорчаться или радоваться? И вопрос этот  явно не риторический. Ведь  о вступлении России в ВТО у нас по-прежнему спорят. Есть как сторонники  «либерализации» российской экономики,  то бишь быстрейшего ее открытия западным компаниям,  так и горячие противники этого процесса, одним из которых является член Совета Федерации Сергей Лисовский.  Причем Сергей Федорович говорит не только о необходимости защиты нашего товаропроизводителя. Он ставит вопрос намного шире: что наши простые граждане от этого вступления получат, будет ли им жить лучше? Вот что  прежде всего его волнует.  
- Проблема ВТО рассматривается многими, к сожалению, как проблема отдаленная, которая как бы не касается их реальной жизни, реальной ситуации. А хотелось бы, чтобы все поняли, что это коснется каждого. В особенности в регионах, потому что в Москве почувствуют меньше всего. ВТО – это не организация типа ОБСЕ, или Гаагского трибунала, или Совета Европы, в которую мы вступаем для имиджевых целей. Здесь уж если ударит, то ударит очень больно. Меня часто спрашивают: а лично вас что в наибольшей степени беспокоит в случае вступления России в ВТО? Отвечаю. Вот к вам подошли на улице, приставили нож к горлу и потребовали кошелек. И что же меня больше всего должно в этой ситуации беспокоить – нож у горла, потеря кошелька или все вместе?  Ситуация со вступлением в ВТО примерно та же самая. Нам приставят нож к горлу и заберут не только кошелек, но и жизнь. Потому что, я думаю, после вступления в ВТО количество самоубийств в России резко возрастет.   
Но давайте оставим эмоции и попытаемся объективно взглянуть на проблему. Скажем,  что дало вступление в ВТО другим странам, кому  эта организация выгодна? 
Возьмем Норвегию. Эта страна живет сегодня за счет экспорта нефти. До вступления в ВТО государство дотировало рыбаков – рыбный промысел был одной из важных экономических составляющих. В 1991 году, когда Норвегия присоединилась к ВТО, дотации прекратились и рыбный промысел почти сошел на «нет». Зато транснациональные компании стали активно развивать нефтяной бизнес, контроль над которым государству все-таки удалось взять на себя.
А теперь обратимся к опыту Финляндии, где сельское хозяйство считается вопросом независимости страны, где государство выплачивает всевозможные дотации своим фермерам. Правда, мировое торговое сообщество «разрешило» предоставление прямых дотаций только до конца текущего года. В качестве примера сложившейся в финском сельском хозяйстве ситуации мне хотелось бы привести историю одного из фермеров, Юханни Хейкелы. «После 2003 года (именно тогда Финляндии были поставлены условия о прекращении предоставления дотаций сельхозтоваропроизводителям. – Ред.) у нас произошли большие изменения – цены упали вдвое, - рассказывает Хейкила. - Сегодня цена на пшеницу составляет 1/3 прежней цены. Это, конечно, компенсируется субсидиями от Евросоюза, но с каждым годом все меньше и меньше». Финляндия потеряла свою независимость и не может уже противостоять требованиям Евросоюза. На финские рынки стало поступать дешевое бразильское и аргентинское мясо. Семейная ферма Юханни Хейкилы, существующая более 150 лет, при открывшемся рынке вынуждена была отказаться сначала от производства свинины, теперь там осталось около 30 высокопродуктивных мясных коров, но и от них фермер уже готов отказаться из-за огромных убытков. Из сельхозпроизводителя Хейкила переквалифицируется в специалиста по работе с туристами.
Существует миф о схожести географического положения России и Канады, которая «расцвела» после вступления в ВТО. Во-первых, Канада – страна с небольшой историей – всего 140 лет. Во-вторых, в ней проживает всего 32 миллиона человек – против 140 миллионов россиян. Правительство Канады помогает развиваться сельскому хозяйству. К примеру, стоимость литра молока там равна стоимости литра солярки, тогда как в России это соотношение несопоставимо. А сельхозпродукция, например, яйца, в Канаде значительно дороже той, что могли бы предложить иностранные поставщики. Но канадцам просто запрещено их покупать. Между тем никто из жителей страны и не жалуется – уровень жизни позволяет. Но всего этого Канада смогла достичь лишь после длительных переговоров и отстаивания интересов внутренней экономики страны.
А мы хотим все сделать с наскока. О цене вопроса как-то не задумываемся. Вот мнение одного из канадских экспертов, профессора экономики университета Торонто Сильвии Аустрей: «Стоимость перемен в России будет огромна. Было бы очень мудро со стороны российского правительства понять, что торговая политика должна сопровождаться своей внутренней политикой, чтобы облегчить переход. Иначе от этого пострадает очень много людей и это вызовет неблагоприятную реакцию в обществе». «Игра в ВТО такова: снизить цены через свободную глобализацию. Поэтому снижается уровень жизни населения и разрушается экономика каждой страны, входящих в состав ВТО, - это единственная и величайшая угроза цивилизации в целом. ВТО и цивилизация не могут больше вместе существовать», - это мнение уже американского экономиста Линдона Ларуша. Как считает Ларуш, в любой стране, вступившей в ВТО, нужен протекционизм, «чтобы защитить возможность правительства создавать свой внутренний капитал». Между тем главное требование к странам, вступающим в ВТО, - именно отказ от государственного протекционизма.
Задумаемся и над таким вопросом: каковы истоки экономического успеха Америки? Это покупка предприятий-банкротов и последующее переведение своего производства в страны с дешевой рабочей силой. Например, в Индию. Именно в Индии, впрочем, как и в Китае, производится большая часть американских компьютеров. Причем в самой этой стране из тысячи жителей собственный ПК имеет лишь 7 человек. Компьютеры, произведенные в Индии, как и автомобили, в 1,5-2 раза дешевле их аналогов, собранных в Америке и других процветающих странах. Потому что зарплата рабочих-индийцев также несравнимо ниже.  Другой пример – многочисленные стройки, где из техники лишь примитивная бетономешалка, а работники даже функции подъемного крана выполняют сами, женщины получают за десятичасовой рабочий день 2 доллара, мужчины – 3. Конечно, ни о профсоюзах, ни о страховании речи здесь никто не ведет. А экономического индийского чуда, о котором говорят, - в действительности нет. В страну, где настолько дешевая рабочая сила, просто устремились мировые капиталы. А за бурным экономическим «развитием» Индии кроется возрастающая нищета населения и обогащение более крупных стран – игроков мирового рынка.  
Впрочем, Америка пошла еще дальше в деле уменьшения затрат на производство материалов. Например, она уже не посылает сырье для производства одежды в Китай, а привозит к себе рабов из Поднебесной. Прямо в центре Нью-Йорка, в Нижнем Манхэттене на одной из швейных фабрик работают китайцы, которые, кстати, тут же и спят. Американцы в течение полугода используют их в качестве рабов, причем делают это абсолютно легально: транспортировка дешевой рабочей силы не облагается ни пошлинами, ни тарифами. И тем не менее сама Америка пострадала: фермеры лишились доходов от продажи сои, а американский автопром находится в глубочайшем кризисе из-за поступающих на рынок более дешевых автомобилей из того же Китая и других стран.

А что будет в случае вступления России в ВТО с отечественным автопромом, который и так значительно отстает от иностранных производителей? Вернее, с его работниками.  Яркий пример - банкротство АЗЛК. Но если в Москве люди смогли найти новую работу, смогут ли это сделать жители небольшого Тольятти, где Автоваз – градообразующее предприятие? Дабы не допустить разрухи, руководство завода даже добилось, чтобы на завод привезли мощи Иоанна Крестителя, видимо, для того, чтобы хоть высшие силы помогли спасти ведущее автопромышленное предприятие страны.
 Прошедший 2006 год для нашей страны стал годом перехода от политики стабилизации и накопления к политике стабильного развития собственного производства, роста ВВП и увеличения основных экономических показателей Российской Федерации в целом и регионов в частности. Началась активная реализация приоритетных национальных проектов. Как отметил Владимир Путин, этот рост опирался не только на внешнеэкономические факторы, но и в значительной степени на факторы внутреннего порядка. Но этот рост может прекратиться из-за возможного нашего вступления в ВТО на нынешних условиях. Только по оценкам экспертов Всемирного банка  вступление России в ВТО, на оговоренных условиях, приведет к снижению объемов производства в сельском хозяйстве и пищевой промышленности на 3% и 14%, сокращению квалифицированной рабочей силы на 3% и 15%, увеличению импорта на 11% и 38%, сокращению экспорта на 6% и 8% соответственно. Однако по экспертным оценкам российских специалистов, негативные последствия для отечественного АПК от возможных условий членства России в ВТО (с учетом текущей позиции на переговорах) более значительны.
Даже не вступив еще в ВТО, только делая шаги навстречу этой организации, мы начинаем нести потери. Речь, к примеру, идет о разрешении на ввоз свинины из США, которое несет в себе угрозу здоровью граждан России и уничтожения национального проекта «Развитие АПК» в области животноводства. Или же, как другой пример,  принятие закона «О развитии сельского хозяйства», где субсидирование инвестиционных кредитов разрешено только на три года.  В то время как Европа прописала инвестиции для себя уже до 2013 года. В свою очередь, США в этом году рассматривают инициативу  принятия нового закона о сельском хозяйстве, который должен заменить предыдущий от 2002 года. В рамках предложений к новому закону о сельском хозяйстве 2007 года, из бюджета США выделяются дополнительно 5 миллиардов долларов на поддержку сельского хозяйства. Часть этих средств будет направлена на борьбу с торговыми барьерами(!) и на расширение экспортных рынков(!). Так же, в рамках закона о сельском хозяйстве от 2007 года, предусматривается финансовая поддержка начинающих фермеров в размере  дополнительных 250 миллионов долларов в качестве прямых выплат, программа развития сельских территорий – 1,6 миллиарда долларов и 500 миллионов долларов – на реализацию проектов по улучшению сельской инфраструктуры. Примеры, к сожалению, можно продолжать...
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ