Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

23.11.2005 | газета "Коммерсант"
Сергей Лисовский: "Выживут крупные высокотехнологичные производства"

"Коммерсант": Как птичий грипп повлиял на рынок мяса птицы?
С. Лисовский: Куриный грипп как таковой не повлиял никак. Повлияла истерия, поднятая вокруг него, в том числе и в СМИ. Заболевание было выявлено исключительно в частных подворьях, что нередко случалось и раньше, просто до сих пор этой проблеме не уделялось такого пристального внимания. Это всегда считалось нормальным процессом «отхода» домашней птицы. Более того, могу с уверенностью сказать, что половина заявленных очагов куриного гриппа на самом деле таковыми не являлись. Ветеринарам было проще перестраховаться и признать их гриппом, чем выяснять истинную причину заболевания. По моим данным, нередко врачи не были до конца уверены, что птица гибла именно из-за этого заболевания.
В результате же массовой истерии по поводу гриппа рынок был разбалансирован. В частности, в ноябре не произошло традиционно наблюдаемого увеличения продаж мяса птицы: с августа объем потребления и российской, и импортной продукции снизился на 20%. Снижение спроса повлекло за собой и снижение цен на эту категорию мяса. В среднем по России оно составило порядка 15-20%: на сегодняшний день оптовые цены на мясо курицы колеблются в пределах 45-65 рублей за килограмм.
- В последнее время производители мяса птицы из регионов, далеких от очагов распространения птичьего гриппа, активно осваивают столичный рынок. Ряд экспертов говорят о перераспределении московского рынка сбыта куриного мяса в пользу регионалов. Вы с ними согласны?
- Перераспределения рынка не происходит, поскольку нет региональных эпидемий. Если реально посмотреть на события, произошедшие в масштабах страны, выяснится, что от птичьего гриппа пострадали полукустарные производства, чья доля в общем объеме сравнима с погрешностью, и частные подворья. Ни одна бройлерная фабрика поражена не была, а значит, объемы производства не сокращались. В Москву же всегда стремились все производители: рынок Московского региона самый дорогой и емкий с точки зрения и стоимости, и потребления, на него приходится 15-18% в объемном выражении от общероссийского потребления мяса птицы.
- Насколько серьезен дисбаланс цен на импортную и отечественную курятину?
На мой взгляд, цены на импорт в этом году были в рамках обычных годовых колебаний. Да, действительно, было два пика удорожания «ножек Буша», однако они бы ли вызваны не птичьим гриппом, а объективными факторами: в первой половине года были проблемы с поставками в рамках квоты, второй скачок цен произошел после урагана Катрина, когда ожидался дефицит куриного мяса на рынке, поскольку никто реально не представлял себе масштаб бедствия. С этого момента цены на импортную продукцию уже успели снизиться в 1,3 раза и достигли своей обычной стоимости.
Что касается российских производителей, то в ситуации глобального снижения спроса им пришлось опустить цену на свою продукцию. В отличие от импортного мяса, которое поступает в страну уже замороженным и может храниться до полугода, российские птицефабрики нацелены на производство охлажденной курятины. Поскольку технология изначально была выстроена именно таким образом: они не имеют мощностей для заморозки и хранения большого количества продукции. Чтобы быстрее сбыть товар, отечественные производители были вынуждены снижать цены.
- По сути дела, такая ценовая политика приводит к падению рентабельности производства и, как следствие, снижению привлекательности бизнеса для потенциальных инвесторов.
Инвестиции в отрасль действительно сократились, но не до критических величин. В основном снижение интереса наблюдается среди краткосрочных инвесторов, которых интересует двух-трехлетняя доходность по вложенным средствам. Крупные инвесторы, которые вкладываются на более длительный срок, в среднем на пять-шесть лет, интереса к отрасли не потеряли. Они работают на перспективу и прекрасно понимают, что в долгосрочной перспективе цены на куриное мясо на мировом рынке вырастут и в итоге они окажутся в выигрыше. Более того, для тех, кто играет, что называется, вдолгую, сегодняшняя ситуация — это дополнительный аргумент в пользу инвестиций в производство птицы.
- Какие причины приведут к росту цен на мясо курицы в мире?
Вас не удивляет тот факт, что птичий грипп существовал всегда (впервые он был диагностирован еще сто лет назад), а пристальное внимание общественности к этому заболеванию привлечено именно сейчас? На мой взгляд, раздувание истерии вокруг этого заболевания выгодно прежде всего США. Таким образом американские производители хотят расширить свое влияние на мировом рынке мяса. Ситуация с коровьим бешенством развивалась по тому же сценарию: в течение двух лет в прессе активно муссировалась информация об эпидемии, любое подозрение на бешенство приводило к поголовному уничтожению всего стада, потребление европейской говядины быстро падало. Освобождавшуюся долю рынка быстро захватывали северо- и южноамериканские производители, которые в итоге сильно подвинули на мировом рынке красного мяса Европу и Англию. Мировые цены на говядину между тем выросли в три раза. Ту же операцию хотят провернуть и с куриным мясом. Задача — пошатнуть позиции местных производителей, которые в любой стране, как правило, занимают львиную долю рынка. Кстати, цены на американские окорочка упали не просто так. США в обход норм ВТО выделили $7,5 млрд. на борьбу с птичьим гриппом в виде дотаций птицеводческим хозяйствам, субсидировав, таким образом, своих производителей.
- Затраты на профилактику птичьего гриппа действительно так велики?
Есть стандартная процедура регулярной санитарной обработки животноводческих ферм, Если ее соблюдать, то никакие новые затраты не нужны. Существует порядка шести прививок, которые каждый цыпленок в обязательном порядке получает в течение своей жизни. В структуре нашей себестоимости вакцинирование составляет 4,5% от стоимости килограмма бройлера. Единственные новые расходы, которые могут сейчас появиться,— вакцинирование от птичьего гриппа; это специальная прививка, но она не дорога. Включение ее в список обязательных прививок увеличит затраты на вакцинирование ну еще от силы на 0,5%, что абсолютно не критично для любой птицефабрики.
- Как в ближайшем будущем будет развиваться рынок мяса птицы?
Рыночная система будет выравниваться, но, возможно, не так быстро, как хотелось бы. Думаю, что российское птицеводство ожидают не самые легкие времена. Цены на рынке в течение ближайшего полугода подниматься не будут в основном за счет поступления на наш рынок дешевой американской продукции. Если последние два года среднегодовой баланс цены килограмма мяса птицы составлял порядка $2 в опте, то в 2006 году, по моим прогнозам, снижение составит 5-10%.
Как следствие, в создавшихся условиях выживут только крупные высокотехнологичные производства. На данный моменту нас насчитывается около 20 подобных производств, доходность которых практически в два раза выше, чем у средней птицефабрики старого образца. Снижение цены на 5-10% сильно ударит по доходности последних. В результате они неминуемо встанут перед необходимостью модернизации производства, для чего им потребуются средства. Из этой ситуации есть два выхода: либо продать предприятие более сильному игроку, который сможет найти деньги на развитие, либо выходить на рынок капитала, как это уже делают небольшие производители из других отраслей сельского хозяйства. Иными словами, ухудшение ситуации активизирует процесс слияний и поглощений, а также сделает этот бизнес более прозрачным и понятным, что в конечном итоге способствует притоку инвестиций в отрасль.

Интервью взяла СВЕТЛАНА МЕНТЮКОВА
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ