Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

05.09.2005 | "Модный Листок", Дарья Туровская
Портрет Охотника. Эстет.
Любимое оружие - карабины Holland & Holland. В России предпочитает приобретать оружие в магазинах Арсенал иМХМ. Последний трофей -рога сибирской косули (Курган, сентябрь 2005). Ближайшие планы - охота в Подмосковье.

Многие сведущие люди в один голос ставят Сергея Лисовского как охотника на высшую планку рядом с Павлом Гусевым. Но в отличие от других маститых охотников, входящих в первую десятку России и занимающихся охотой практически всю сознательную жизнь, Сергей Лисовский начал охотничью карьеру меньше 10 лет назад с банального случая. Поехал с друзьями отдохнуть в подмосковный санаторий. Никто не собирался охотиться, да и ружей своих ни у кого не было. В качестве одного из развлечений устроители предложили посидеть на вышке. В результате первым его трофеем стал неплохой кабан, застреленный из чужого ружья. Почти сразу охота стала не просто увлечением, а частью жизни, и уже буквально через год началось строительство охотничьего домика, спроектированного по всем правилам классического хантинг-рума для демонстрации трофеев, - минимум окон, максимум стен, направленный свет, камин, уютное место для общения. Трехэтажный особняк, где триста квадратных метров заполнены трофеями, экзотическими вещами, скульптурами, гравюрами, фотографиями, шкурами, макетами кораблей, книгами. И эти три этажа делят дом на три основные части: подвал - трофеи из Европы, первый этаж - самый яркий - Африка, а мезонин - горная охота, библиотека и восточный уголок.

Трофейная охота в постсоветской России начала активно развиваться только в конце 90-х. Нельзя сказать, что она как стиль жизни вообще отсутствовала в СССР. Члены политбюро любили и ценили хорошую охоту, была она и настоящей, трофейной, только не ездили они на охоту в Африку - поэтому и трофеи были попроще, экспонаты - поспокойнее.

7-8 лет назад бум полноценной трофейной охоты захватил многих представителей крупного бизнеса. Позволить себе великолепное снаряжение, многодневные поездки в Африку и в другие страны, отдельно стоящие охотничьи домики могли только очень богатые и увлеченные люди. Первый и до сих пор, по мнениям многих, лучший охотничий домик построил и снарядил корифей и главный пропагандист трофейной охоты Павел Гусев, за ним появился домик и у Сергея Лисовского.

По словам Сергея, сей-час, когда период становления трофейной охоты завершился, обозначилась тенденция деления на два стилевых направления: азартные игроки и стильные охотники.
Основная цель азартного игрока - добыть трофей. Иметь лучшие экземпляры, наибольшее их количество, быть где-то первым, а где-то - единственным. Пути достижения цели - самые разные. Многие приезжают на охоту, отдыхают в отеле несколько дней, едут в лес, в горы или буш только на несколько часов и отстреливают уже выслеженное и загнанное для них другими людьми животное. Такой охотник получает отличный трофей, удовольствие и легкую дозу адреналина от несложной процедуры заключительного выстрела, и на этом для него охота заканчивается. Иногда охотнику, приехавшему за каким-то определенным трофеем, по дороге попадается другое животное. И азарт стрельбы оказывается для него выше достижения определенной поездкой цели.

А для стильного охотника весь процесс подготовки к охоте, ее проведения и окончания - роскошный ритуал, наполненный целым комплексом правил, удовольствий и ограничений. И роль в такой охоте играет все: оружие, одежда, еда, выслеживание животного, качество трофея. По сути, азартным игрокам важен только результат, а стильным охотникам - в первую очередь, сам процесс.

Как один из самых стильных охотников России, Сергей Литовский рассматривает охоту не как увлечение, а как полноценную серьезную часть жизни. И все ее стороны для него являются обязательной драгоценной составляющей.

Трофей в охоте - венец всего процесса. Для настоящего мастера нет любимого трофея, потому что одним из условий их добычи является сложная подготовка и участие в охоте, которые всегда различны. Каждый экспонат охотничьего домика запомнился чем-то своим. Из-за спины хозяина дома, как бы из стены выходит огромный носорог. Великолепный экземпляр. Почти черная шершавая шкура, поблескивающие рога. Мощь, агрессия, энергия. "Этот носорог был отшельником и решил отбить семью у другого самца, - говорит Литовский. - Мирно жившее по соседству с деревней семейство носорогов было потревожено вторжением одинокого чужака. Бой самцов предвещал самый плохой конец для обоих, силы были равными. Тогда жители деревни попросили разрешение у местной администрации для отстрела непрошенного гостя, боясь, что оба самца забьют друг друга до смерти. Так была очень быстро и неожиданно получена лицензия на его отстрел. В целом, это очень сложная и длительная процедура. Мне повезло получить один из лучших трофеев моей коллекции. Хотя зверь оказался очень опасным и коварным. Носорог атаковал сам, как будто уже давно меня ждал".

"Вообще животные в Африке совершенно непредсказуемы. Иногда не понимаешь, кто опасен, кто нет.
Павианы нападают. У них челюсть размером с челюсть большой собаки и огромные зубы. Слониха, если поблизости детеныш, попытается напасть обязательно. Бегемот бросается через раз. А уж подстреленное животное - самое опасное. Один из слонов, которого я отстрелил, начал неожиданно вставать, когда мы уже, считая его добытым, подошли к нему вплотную. Я уже начал разряжать карабин, а оказалось, что пуля прошла, не задев мозг, а только оглушив животное. Слон вдруг вскочил и начал бежать. Помогла только моя мгновенная реакция".

"А вот этот красавец - баран Марко Поло был отстрелен на Памире, на высоте почти 5000 метров. Мы тогда с Пашей Гусевым сначала очень страдали от "горянки", лежа на кроватях и рассказывая друг другу о своих впечатлениях, а в конце чуть до смерти не замерзли, спускаясь после охоты вниз на УАЗике со сломанной печкой в 35-градусный мороз. Единственной мыслью было: если приеду домой - выпью холодного шампанского с устрицами. После нашего почти чудесного спасения я решил сделать чучело Марко Поло целиком". Кстати, Марко Поло одно из самых редких и сложных в добыче животных. За коллекцию из двенадцати баранов, венцом которой, несомненно, является Марко Поло дают "Большой шлем" - ценная награда для трофейного охотника, как и "Большая африканская пятерка" (лев, слон, носорог, буффало, леопард). Сергей Лисовский - один из десяти обладателей "Пятерки" в России - имел ее уже через год после Павла Гусева и был вторым в России.

Есть в коллекции Литовского, пожалуй, единственное животное, которое было отстрелено не в качестве желанного трофея, а ради самой коллекции - это гиена. "Мистическое и неприятное существо. За него таксидермисты берут двойную цену. Его лай-хохот вызывает нехорошее чувство и дрожь". А есть животные, которых не будет в коллекции никогда. Жираф, например, як или зубр. В природе они ведут себя как домашние. Смотрят блестящими глазами и никуда не убегают. "Это то же самое, что охотиться на корову, - говорит Лисовский. - Только, наверное, американцы стреляют жирафов и делают потом из них торшеры: на длинной шее ушастая голова с лампочкой в зубах". Вообще, любой трофейный охотник готов поспорить с обывателем по поводу многочисленного и, на первый взгляд, бессмысленного отстрела животных. На каждый трофей в Европе и Африке покупается очень дорогая лицензия, отстреливаются только пожилые самцы, которые уже не могут быть полноценными производителями, а средства, полученные за продажу лицензий, направляются на воспроизводство поголовья. Так что, когда вы сидите в чьем-то охотничьем домики, знайте, что вокруг вас окружают чучела только самцов. В России же пока заплатить штраф за отстрел животного дешевле и проще, чем купить саму лицензию. В Европе же штрафные санкции за несанкционированное убийство животного почти равносильны санкциям за убийство человека (пусть не прозвучит это слишком кощунственно). В Африке проводника, позволившего застрелить животное без лицензии, просто посадят, а охотника оштрафуют и надолго лишат права на охоту в стране.
Главный инструмент охоты - оружие - любимое обласканное дитя. В последнее время появилось много нового оружия, и многие меняют карабины чуть ли не каждый сезон. Появилась даже мода на оружие. По мнению Сергея Лисовского, это, как минимум, не стильно, да и моды на оружие быть не может, так как действительно хороший карабин - это десятилетиями, а то и столетиями выверенная модель. Деление трофейных охотников на два лагеря: "азартных" и "стильных", -здесь тоже очень видимое. Настоящий стильный охот ник имеет свои постоянные три карабина: для горной охоты, для Европы и для Африки, и меняет их только в случае крайней необходимости. Сам Литовский, постоянно имея в своем арсенале три основных карабина, пробует охотиться в последнее время с новым одноствольным однозарядным карабином Blaser 243 калибра. Причем, как на большого зверя, так и на маленькое животное - меняешь только патрон. "Мне кажется, что следующий переходный этап для стильного охотника -это охота с однозарядным карабином. В этом есть стиль, опасность - у животного больше шансов. Обычно, когда у тебя есть 4 патрона, есть возможность выстрелить еще раз и не упустить выхоженный трофей. С одним же патроном нет роскоши второго выстрела, нужно стрелять наверняка. Эта охота не для опасных животных, когда велика вероятность того, что оно бросится. Кстати, хороший гольфист может провести игру, пользуясь только тремя клюшками, - его удары настолько точны, а рука чувствительна, что ему не нужны все 11 клюшек То же самое и хороший охотник - может охотиться на любую дичь с карабином одного калибра".

Кроме оружия, хорошего охотника, как считает Литовский, определяет одежда.

"Я не понимаю людей, которые вечером после охоты выходят к столу в камуфляже или спортивном костюме. Я считаю одежду - одной из главных и обязательных частей охоты. Настоящий охотник в любую погоду в правильном костюме, сшитом специально для охоты, а вечером обязательно в галстуке, пусть даже к костру под открытым небом. Это красиво, стильно и правильно. Это дань уважения животным и природе, охотничьим традициям, друзьям, себе, в конце концов".

Хорошая охотничья одежда комфортна и удобна в носке. Если она хорошего качества: хороший шов, хорошая нитка, правильный покрой, - то она не промокает, в любой ситуации держит форму, не продувается ветром. "До недавнего времени, - говорит Лисовский, - лучшей одеждой для охоты была марка Голанд-Го-ланд (Holland & Holland). Лет пять назад после покупки ее компанией Chanel, сместились акценты на производство одежды "а-ля охотничья", т.е. модной охотничьей одежды. Настоящее качество Голанд-Голанд, за которое бренд так ценился охотниками всего мира, стало уходить, и компания чуть было не потеряла самую ценную часть своего рынка. Отличная одежда и у фирмы Beretta. Охотничья одежда, также как и оружие, не может и не должна быть модной. Я, например, охочусь в костюме фасона середины 19 века: крой, технологии пошива, лекала. Ботинки, например, делаются всегда одного фасона - на высокой шнуровке. Отличается только тип кожи: для Африки он один, для болота - другой. Для охотника очень важно, чтобы в обуви можно было пройти сколько угодно и при этом сохранить ощущение комфорта и не натереть мозолей. Кстати, качественную охотничью одежду европейские бизнесмены носят как ежедневную: очень комфортно и стильно. Тройка для охоты на уток, например".

"Я отношусь к старой одежде намного лучше чем к новой, потому, что в старой одежде, как ни странно, намного комфортнее. Имеется в виду "старая" по изготовлению, по технологии. В "старой" одежде можно ходить неделю, не принимая душ, и не ощущать пота, грязного тела. Она очень гигиенична. Если же в современном Gore-Tex или мембране пробудешь больше двух дней испытываешь чувства диаметрально противоположные. Что бы ни говорили создатели современных технологий пропитки, а натуральная одежда, изготовленная по настоящим технологиям времен английских колоний, создавалась и улучшалась веками. И последнее, что Сергей Лисовский определил как одно из главных составляющих стильной охоты - это качественная еда. Пусть простая, но на чистой посуде. Пусть из пластиковых стаканчиков, но великолепное вино.

Однажды в поездку на Памир с ним поехал знакомый голландец. "Он был отлично одет, а на боку висел специальный тубус, который он вез всю дорогу с собой, не снимая. Мы с уважением думали: настоящий охотник, так заботится о прицелах. Обычно ружья сдаются в багаж, а прицелы везут отдельно в специальных кофрах в сумке. А голландец всю дорогу вез тубус на боку. По приезде оказалось, что в этом тубусе - три бутылки вина. Две - для нас и одна специально для случая, когда . он "возьмет" своего барана.
Вино мы, конечно, выпили, а барана он так и не взял.

Кстати, на вопрос, что хуже - некачественная еда или грязное тело, Сергей Лисовский ответил однозначно: "Некачественная еда, конечно".

Эстетика, в свободном смысле этого слова, понимается каждым по-своему. Кто-то считает, что это красивые вещи, кто-то - что это красивые действия, кто-то думает, что это некое идеальное сочетание красивых вещей и красивых действий. Сергей Лисовский, по словам его друзей, эстет по жизни. Его окружение, его бизнес, его внутренняя организация подчиняется законам эстетики в абсолюте. Все должно быть качественно, стильно, красиво и при этом естественно, гармонично и комфортно. Это его понимание эстетики, как стиля жизни. И это его понимание настоящей стильной охоты.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ