Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

НОВОСТИ

16.03.2017
На парламентских слушаниях Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям состоялось обсуждение проекта федерального закона №90991-7
16 марта в Ситуационном центре Государственной Думы на парламентских слушаниях Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям состоялось обсуждение проекта федерального закона №90991-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, экспертного сообщества. На связь с Москвой выходили представители заксобраний и органов исполнительной власти субъектов Федерации, выступали эксперты и активисты из Сибири, Дальнего Востока и других регионов. Внесенный Правительством Российской Федерации на рассмотрение Госдумы в январе 2016 года законопроект в настоящее время профильный комитет готовит для рассмотрения в первом чтении. Документ направлен на устранение несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер в Государственном кадастре недвижимости, Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН) и сделок с ним. Законопроектом предлагается внести изменения в целый ряд законодательных актов Российской Федерации, в частности, в Земельный, Градостроительный и Лесной кодексы, федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие введение механизма по устранению противоречий в сведениях ЕГРН в части принадлежности земельных участков к определенной категории. Обсуждая законопроект, получивший, по словам председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, народное название «лесная амнистия», докладчики из одного региона и даже министерств (при согласованной позиции в Правительстве России) высказывали диаметрально противоположные мнения. Одни подвергали критике главное новшество законопроекта, что сведения ЕГРН Росреестра должны быть приоритетными перед данными из Государственного лесного реестра. Предполагается, что все изменения лесного фонда отныне будут регистрироваться в Росреестре. Также, споры, касающиеся земельных участков, будут решаться в пользу законных правообладателей. Другие, высказывая опасения относительно сохранения защитных лесных поясов вокруг мегаполисов и особенно охраняемых природных территорий и заповедников, настаивали на защите федеральной собственности, выступая против к легализации захвата лесов как муниципальными образованиями, так и рейдерами от строительства. В ходе слушаний отмечалось, что одной из наиболее острых проблем при землепользовании и застройке частных земельных участков является наложение границ лесных участков на границы частных территорий. По данным Росреестра, наибольшее количество спорных случаев пересечения земель лесного фонда происходит с землями промышленности, энергетики, телевидения, землями обороны, безопасности и иного специального назначения (44 124). Зафиксировано 8 674 случая пересечения с землями населенных пунктов. По словам Н.Николаева, на сегодняшний день выявлено более 260 тысяч пересечений земель лесного фонда с различными категориями иных земель. По сведениям, полученным Комитетом из регионов, площадь участков, по которым значатся противоречивые сведения в Государственном лесном реестре и ЕГРН, составляет более 3 млн 700 тыс. га, что почти в два раза больше, чем официальные данные Рослесхоза – 1,7 млн га. «Это приводит, к тому, что у нас появилось достаточно много, тысячи и тысячи людей, добропорядочных приобретателей земельных участков, в том числе дачных земельных участков, и вдруг оказалось, что их участки оказались на землях лесного фонда. И за этим следуют иски, требования о сносе их строений», - констатировал председатель Комитета, подчеркнув, - «Мы, прежде всего, должны обеспечить, чтобы люди у нас не страдали, чтобы добропорядочные приобретатели, те люди, которым, может быть, была выделена земля еще 70-80-е годы, они спокойно продолжали вести свое хозяйство и не волновались». «С другой стороны, к сожалению, есть масса случаев, когда мы наблюдаем незаконный захват лесов. И нам сегодня в этом же законопроекте нужно обсудить, каким образом не допустить исчезновение этих лесов и переход земель лесного фонда в иные категории в тех случаях, когда это было незаконно», - добавил Николай Николаев. По его словам, представленный законопроект носит социальный характер, так как «важно людей вывести из под удара». «Тем не менее, мы не должны допустить незаконного исчезновения лесов», - подчеркнул он. Также в ходе парламентских слушаний региональные власти и депутаты поднимали вопросы лесных поселков, которые ранее создавались как временные для обеспечения леспромхозов. Предлагалось принимать решения о переводе земель, на которых расположены такие поселки, из земель лесного фонда только после тщательного анализа ситуации. Также на внимательном рассмотрении настаивали и представители местных властей, на территориях которых остались военные городки и поселки. «С одной стороны, мы видим, как это происходит, например, в Иркутской области – большое количество заброшенных лесных поселков в Усть-Илимского районе, где люди хотят развиваться, но не могут. И, с другой стороны, мы видим примеры, когда под видом лесного поселка, например, в Подмосковье зарегистрирован и успешно действует гольф-клуб», - заявил Н.Николаев. Мнения других профильных комитетов и комитетов соисполнителей на парламентских слушаниях представили первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский, член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин и член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Лебедев. Одобряя в целом концепцию законопроекта, устраняющего противоречия в сведениях государственных реестров, анализируя подходы, предлагаемые законопроектом, депутаты указывали, что концептуально неверно устанавливать безусловный приоритет ЕГРН над Государственным лесным реестром. В настоящее время существуют значительные расхождения между данными государственного лесного реестра и ЕГРН в отношении местоположения границ и площади земель лесного фонда и отдельных лесных участков в его составе. Только в Московской области соответствующее расхождение касается около 200 тыс. га. В целом по Российской Федерации указанные расхождения затрагивают, по разным оценкам, от 1,5 до 8 млн га из состава земель лесного фонда. В результате возникают споры, решаемые в судебном порядке, связанные с наложением, пересечением границ, двойным учетом земельных участков в составе земель различных категорий. Проблемы и споры возникают как в отношении земельных участков, приобретенных на законных основаниях, в том числе двойной учет которых произошел в результате технических и кадастровых ошибок, так и в отношении самозахваченных, самовольно застроенных и приобретенных при иных нарушениях законодательства лесных участков из состава земель лесного фонда. Предусмотренная законопроектом презумпция добросовестности всех правообладателей, зарегистрировавших свои права до 1 января 2017 года, например, Комитет по аграрным вопросам посчитал необоснованным, указав в своем заключении, что «проблема, решению которой посвящен законопроект, имеет первостепенное значение для густонаселенных регионов России, в первую очередь, для Московской области». В заключении Комитет также отметил, что «в таких регионах в подавляющем количестве случаев спорные земельные участки относятся к наиболее ценным в экологическом значении лесам – защитным лесам, в частности, зеленым и лесопарковым зонам, ограниченным в обороте и имеющим наиболее строгий правовой режим, обусловленный, в первую очередь, запретом капитального строительства». По прогнозам Комитета по аграрным вопросам, негативным правовым последствием реализации законопроекта в представленной редакции станет существенное снижение правовой защиты лесов, расположенных в непосредственной близости населенных пунктов. Комитет, по словам Олега Лебедева, считает наиболее справедливым подходом для решения этих проблем проведение комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков, для которых установлено противоречие сведений госреестров. Кроме того, Комитет Госдумы по аграрным вопросам считает целесообразным сузить круг добросовестных правоприобретателей и распространить так называемую «лесную амнистию» исключительно на граждан, которые до 1 января 2007 года приобрели, зарегистрировали права собственности и установили границы земельных участков в полном соответствии с действовавшим на тот момент земельным законодательством, либо имеют в собственности расположенные на данных земельных участках и приобретенные на законных основаниях здания, строения, сооружения. При этом Комитет предлагает установить ограничения срока действия законопроекта до 1 июля 2019 года. К отдельным проектируемым положениям законопроекта Комитет по аграрным вопросам и Комитет по экологии также высказали целый ряд замечаний, отмечая, что в представленной редакции законопроект, во-первых, не в полной мере соответствует, а в отдельных аспектах противоречит поручению Президента Российской Федерации, на реализацию которого он направлен, во-вторых снижает степень правовой защиты наиболее ценных видов защитных лесов, в-третьих, имеет множество правовых и юридико-технических недостатков, последствия которых просчитать и спрогнозировать в полном объеме невозможно из-за отсутствия четкой определённости предмета правового регулирования. В ходе рассмотрения законопроекта участники слушаний неоднократно подчеркивали необходимость соблюдения интересов как граждан, так и государства, заинтересованного, чтобы для экологического баланса на планете как можно больше лесов сохранилось нетронутыми.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ