В настоящее время нужно говорить не о правах торговых сетей, а о правах производителей. Пока что все идет к тому, что торговые наценки в торговых сетях придется ограничивать законодательно.
Комментарий к статье Людей нужно избавить от унижений, а не изобретать все новые их формы: Парламентарии о "продовольственных карточках"
На самом деле, с идеей ввести продовольственные карточки выступал еще бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и я. Было это в 2007-8 годах. Тогда нас обвинили в возврате в прошлое – в советские времена, к карточной системе. Глупо, конечно, но этот аргумент был одним из основных для отказа действовать в этом направлении.
Затем мы еще несколько раз поднимали этот вопрос, появились у нас и последователи – все без толку. Кстати, тогда именно Минпромторг был против. Сегодня, как видно, его позиция изменилась. Могу даже предположить в связи с чем: очевидно, они очень любят торговые сети. Буквально на днях Мантуров рассказывал, как торговым сетям тяжело, как у них упал товарооборот и как им надо помочь. А на то, что оборот упал именно из-за снижения покупательной способности людей, министр почему-то внимания не обратил – забыл, наверное.
Теперь же у торговых сетей дела, по-видимому, наладятся – ведь «отоваривание» продуктовых карточек предполагается через них, значит, товарооборот у них увеличится, и зарабатывать они будут на торговой наценке, которой при целевом распределении в принципе быть не должно, а здесь она почему-то не ограничена. Хотя такую помощь можно было бы распределять и непосредственно через самих товаропроизводителей, через пункты социальной помощи, тем самым убирая торговую наценку, которая у нас очень высокая.
Теперь непосредственно о самом наборе продуктов питания. Мы тогда предлагали включить в него крупы, мясные, рыбные консервы, подсолнечное масло, сахар. Такие наборы могли бы распространять социальные службы и, если бы понадобилось, даже «Почта России». Мантуров же настаивает на свежих мясе, рыбе, овощах, которые, естественно, в состоянии продавать только торговые сети, поскольку у них для этого есть условия: холодильники, специальные охлаждающие прилавки и т.д. Но малообеспеченные люди крайне редко используют такие продукты. Цель же была - поддержать их и российских производителей.
Да, Матуров рассказывает, что эти охлажденные мясо, рыба, овощи, фрукты будут отечественными, но отследить поставщика такого товара – процесс сложный, в этой группе много импорта. С крупами, консервами, сахаром все намного проще: этого товара у нас много, он дешевый, упакованный, на банках, пачках сразу значится производитель. Кроме того, получая «наш» набор, у малоимущих граждан освобождались бы деньги на что-то подороже – те же свежие мясо, рыбу, конфеты, фрукты и т.д. А так они будут уходить.
Вывод: разрабатываемая Мантуровым схема делается не в интересах малообеспеченных людей и наших производителей, а прежде всего, в интересах «бедных» торговых сетей, в которые через нуждающихся граждан будут поступать бюджетные деньги.