Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Отсутствие грамотного контроля за содержанием пестицидов в продуктах, неразбериха в ветеринарных документах и сложная процедура выдачи разрешений для выезда сельхозтехники на дороги с твердым покрытием. Вот далеко не полный перечень проблем, которые мешают продуктивной работе российских сельхозпроизводителей. В Совете Федерации призывают кабмин обратить внимание на соблюдение сроков подготовки подзаконных актов и повысить эффективность работы в этой сфере. Первый заместитель председателя Комитета верхней палаты по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский рассказал, что тормозит подготовку подзаконных актов и как это сказывается, в частности, на аграрном секторе.
- Сергей Фёдорович,в Совете Федерации уже не первый раз говорят о том, что сроки работы над подзаконными актами недопустимо затягиваются. О каких документах идёт речь?
- Нас особенно беспокоит отсутствие нормативов, оказывающих влияние на уборочные кампании и на увеличение экспорта сельхозпродукции. Уже давно вышли сроки подготовки документов к поправкам в закон о ветеринарии, но мы так и не получили их от Правительства в окончательном виде, а значит, поправки в закон не могут работать. Речь идёт об идентификации всех животных, поступающих на мясокомбинаты. Сегодня этого нет, соответственно, наши экспортёры не могут предоставить покупателям полный пакет необходимых в мировой практике документов. Это закрывает нам возможность экспорта практически всех мясопродуктов. Притом что президентом перед аграриями поставлена задача по увеличению экспорта сельхозпродукции к 2024 году до 45 миллиардов долларов.
- Подготовку документов тормозит Минсельхоз?
- Нет. С Минсельхозом у нас налажено понимание. Сроки срываются из-за долгих согласований с другими министерствами. И эта ведомственная рассогласованность представляет собой серьёзную проблему, которую необходимо решать незамедлительно. Другой пример — контроль за пестицидами. Очевидно, что он должен быть налажен, поскольку это напрямую связано с безопасностью продуктов питания. Поправки в закон приняты, но установочные документы Правительства по-прежнему отсутствуют. А в результате нет возможности контролировать применение пестицидов на всех этапах выращивания той или иной культуры (контроль ведётся только на этапе готовой продукции). А в Минэкономразвития считают, что контроль на промежуточных этапах сельхозпроизводства излишний. В итоге согласование документа затягивается на месяцы.
- Может ли отсутствие подзаконных актов влиять на идущую сейчас уборку урожая?
- За ситуацией следим не только мы в комитете, но и в Минсельхозе, поэтому такого не допускаем. Вместе с тем есть и здесь одна проблема, которая доставляет неудобства аграриям. Это возможность выезда сельскохозяйственной техники на дороги с твёрдым покрытием. Сегодня, чтобы комбайну или кормоуборщику с трактором выехать на асфальтовую дорогу, необходимо согласование, на оформление которого уходит по нескольку дней. Представьте, если идёт уборочная и сломавшийся кормоуборщик надо отбуксировать в ремонтные мастерские, сделать это сразу не получится. А где взять время на оформление разрешений, когда дорог каждый час? Поэтому мы очень ждём правительственных постановлений, упрощающих эту процедуру. Но для этого нужно согласование Минтранса, которого пока нет.
- А что же, в Минтрансе не понимают этой срочности?
- Проблема в том, что каждое министерство видит только свой узкий участок. Есть установка Минэкономразвития уменьшать количество контрольных мероприятий над бизнесом — и они этому следуют. Или, напротив, чиновники не хотят отступать от какого-то запрета, который, может, и позволяет поймать одного жулика, но при этом тормозит работу тысячам честных предпринимателей. Возникает вопрос: так нужно ли «держаться» за этот запрет или, может, снять его и тем самым дать другим людям спокойно работать?
- Есть ли надежда, что менталитет чиновников поменяется?
— Безусловно. Надо отметить, что контролируя сроки подготовки подзаконных актов,мы уже достигли успехов. Намного больше документов стало появляться без нарушения сроков, установленных в законе о парламентском контроле, а также в регламенте Правительства. (После принятия во втором чтении проекта федерального закона заместитель председателя Правительства даёт поручение внести в Правительство проекты соответствующих нормативных правовых актов.) Вошли в практику совещания с вице-премьерами, на которых мы указываем на отставание в работе по подготовке таких документов и стараемся ускорить межведомственное согласование.