- Они приняли закон, который позволяет увеличивать долг. Представляете, что такое доллар? Это просто бумага, которую печатают на станке
Во время встречи 6 июня с.г. на предприятии «Ростельмаша» в Ростове-на-Дону Сергея Лисовского с Главой промышленного союза «Новое Содружество», в который входит завод «Ростсельмаш», Константином Бабкиным были обсуждены многие вопросы, касающиеся АПК в целом и развития сельскохозяйственного машиностроения. В частности, были обсуждены темы субсидирования отрасли, локализации, утилизационного сбора, роста цен на продукцию сельхозмашин и другие. Были выявлены и такие негативные факторы, как критически низкая механизация АПК и высокая кредитная нагрузка, нестабильность госрегулирования рынка. В сравнении со странами, обладающими высоко развитым сельским хозяйством (Германия, США, Канада, Аргентина) в России накопилось отставание по уровню обеспеченности тракторами. Схожая ситуация и по комбайнам, что ограничивает технические возможности сельхозпроизводителей и снижает производительность труда в сельском хозяйстве. Предметом озабоченности является также отставание роста цен на сельхозпродукцию от уровня цен в иных секторах экономики.
Подобные деловые встречи позволяют наладить взаимодействие производителей с Аграрным комитетом Совета Федерации, способствовать укреплению связей между экономической политикой, которая формируется Центром и российскими предприятиями в регионах.
Согласно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства – «поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов».
Это означает, что государство может в своей экономической политике руководствоваться интересами национальных производителей и проводить курс на снижение зависимости российского АПК от импорта техники и технологий, наблюдавшейся многие годы на российском рынке сельскохозяйственной техники.
Вполне очевидно, что развитие собственного сельхозмашиностроения позволит России проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на импортозамещение продуктов питания, машин и оборудования для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Многие вопросы требуют отдельной проработки, в первую очередь, вопрос об исключении поддержки «отверточной» сборки, стимулирования создания и развития высокотехнологичных производственных комплексов российского производства. Отдельной темой являются вопросы локализации и утилизационного сбора.
В соответствии с решением Совета Федерации Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводит мониторинг практики применения Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 241 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним с целью недопущения необоснованного роста цен на указанную технику и, как следствие, на сельскохозяйственную продукцию в целях защиты интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Утилизационный сбор является нужной и эффективной мерой, способствующей обновлению парка техники. При этом надо обеспечить, чтобы сбор не взымался с видов техники, которые не производятся и не планируются к производству в Российской Федерации.
Проблема Локализации также является предметом обсуждений. По этому показателю «Ростсельмаш» в числе лидеров машиностроительного рынка сельхозтехники, но уровень локализации большинства предприятий является неудовлетворительным. Встает также вопрос о том, как западные производители с малой локализацией попадают в программу государственной поддержки.
Субсидирование белорусской техники в России за счет бюджетов Белоруссии, России и Союзного государства создает преференции белорусской технике, при этом российская техника не допускается на белорусский рынок.
Озабоченность вызывает так же высокий уровень ставок по кредитам для сельскохозяйственных предприятий, что снижает рентабельность их работы и уменьшает эффект от мер государственной поддержки сельского хозяйства.
Эти и многие другие вопросы предстоит решить совместно российским сельхозмашиностроителям и законодателям, причем должны быть учтены интересы всех игроков рынка, крупного, среднего и малого бизнеса.